Ученые Записки Крымского федерального университета имени B. И. Bернадского.
Серия «Исторические науки». Tом 8 (74), № 4. 2022 г.
УДК 902.01
ГРАФФИТИ HА ФРАГMEHТАX КEРАMИЧEСКИX СОСУДОВ И3 РАСКОПОК СОЛXАТСКОГО ГОРОДИЩА
(ПО MАТEРИАЛАM ИССЛEДОВАHИЙ 2020–2021 гг.)1
Сейдалuев 3. И.
Крымскuй uнженерно-педагогuческuй унuверсumеm uменu Фев3u Якубова,
Инсmumуm археологuu Крыма PAH
г. Сuмферополь, Pоссuйская Федерацuя
Инсmumуm uсmорuu uм. Ш. Марджанu AH PT г. Ка3ань, Pоссuйская Федерацuя
E-mail: codexcummanicus@gmail.com
Сейдалuева Д. 3.
Крымскuй Федеральный унuверсumеm uменu B. И. Bернадского г. Сuмферополь, Pоссuйская Федерацuя
E-mail: djemka65@gmail.com
Городище Солхат – золотоордынский памятник Крыма, материальная культура населения которого развивалась в рамках функционирования трех религиозных общин: мусульманской, иудейской и христианской. Bсе общины были полиэтничны. Материальной культуре христианского населения Солхата посвящено значительное количество публикаций. Исследования последних лет существенно пополнили материалы, относящиеся к истории христианской общины. B ходе раскопок 2020-2021 гг. было выявлено значительное количество фрагментов керамических сосудов, покрытых прочерченными по обоххëнной глине символами. Граффити условно делятся на две большие группы: маркирующие принадлехность сосудов или их содерхимого определенному владельцу и предметы, используемые в христианской погребальной традиции. Большинство находок относятся к первой группе. Bторая группа представлена единичной находкой, происходящей из погребения, располохенного на территории нового объекта культурного наследия «Мусульманский некрополь». Oбъект был обнарухен в ходе реконструкции Старокрымского городского стадиона. B погребении, совершенном по исламской традиции, был выявлен фрагмент стенки керамического сосуда с нанесенным на внутренней поверхности граффити в виде креста, заключенного в овал или прямоугольник со скругленными углами. Черепки с крестами являются признаком христианской погребальной традиции, фиксируемой в Крыму в XIII – XIV вв. Наличие в мусульманском погребении на исламском некрополе элементов христианской погребальной обрядности, свидетельствует о тесной взаимосвязи христианской и мусульманской общин золотоордынской столица Крыма.
Ключевые слова: Золотая Oрда, Солхат, Крым, христианская община, мусульманская община, керамика.
Городище Солхат является одним из крупнейших и наиболее изученных золотоордынских поселений Крыма, располохенное в юго-восточной части полуострова. Исследования городища систематически ведутся с 1978 г.
1 Pабота выполнена в рамках проекта по госзаданию Минобрнауки PФ № FZEG-2020-0029 по теме
«Bлияние Bизантийской империи на исторические процессы в средневековом Крыму».
ГРАФФИТИ HА ФРАГMEHТАX КEРАMИЧEСКИX СОСУДОВ И3 РАСКОПОК СОЛXАТСКОГО ГОРОДИЩА…
Золотоордынской экспедицией Государственного Эрмитаха под руководством М. Г. Крамаровского1. B ходе археологических исследований удалось сформировать объективные представления об исторической топографии средневекового города, его периодизации и основных этноконфессиональных группах населения.
Значительное количество публикаций в историографии посвящено истории христианской общины Солхата и памятникам ее материальной культуры [9; 11; 7, с. 38–41]. Христианское население Солхата было представлено различными этонорелигиозными группами [8, с. 390–395; 6, с. 324, 331; 7, с. 38–41]. Среди выявленных на городище артефактов особый интерес для исследователей представляют два надмогильных камня с нанесенными на них элементами христианской и мусульманской символики, ухе неоднократно публиковавшихся [2, с. 228–241; 9, с. 282–305; 11, с. 139–145]. Первая плита, вероятно, стояла над погребением несторианина-сирийца, издана и детально проанализирована М. Г. Крамаровским. Bторой памятник – надгробие некоего Аврамия, с надписью на греческом языке и датой 1361 г., было обнарухено А. B. Гавриловым и им хе опубликованное [2, с. 228–241; 9, с. 282–305; 11, с. 139–145]. Анализ этих памятников позволил исследователям сделать вывод о «семантической дискретности» религиозных общин Солхата и их открытости для инноваций и взаимопроникновения культурных традиций [11, 144–145].
Материалы исследований последних лет существенно пополнили количество находок, относящихся, вероятно, к христианской культуре населения города, чему была ухе посвящена их предварительная публикация [14].
B 2020-2021 гг. в ходе археологических раскопок участков XI – XIА (мечеть Куршун-Дхами) и XLIX (могильник) было обнарухено 10 фрагментов керамических изделий с прочерченными по обоххенной глине граффити в виде обычного креста, прямоугольников, параллельных линий и других геометрических фигур (Рис. 1). Керамические сосуды с граффити и их фрагменты неоднократно становились объектом различных исследований. Э. А. Хайрединова опубликовала фрагменты керамических сосудов с крестами из раскопок христианских погребений
XIII – XIV вв. Юго-Западного Крыма и Судака [16]. Практика помещать в погребения черепки с нанесенными на них крестами была распространена в Bизантии. Она фиксируется такхе в Греции на протяхении X – XVI вв. и у христианского населения Золотой Орды (например, могильник Мамай-Сурка в Нихнем Поднепровье) [3, с. 87; 4; 16]. Граффити на керамических сосудах из раскопок золотоордынских памятников встречается такхе достаточно часто. Аналогичные прочерченные линии известны на Царевском, Селитренном [13, 2006] и Увекском городищах [12; 15], в Азаке [17]. Традиционно фрагменты керамических изделий с прочерченными на них крестами фиксируются в погребальных комплексах христианского населения Крыма XIII – XIV вв., где этот
1 Bырахаем искреннюю благодарность М. Г. Крамаровскому за консультации в ходе работ с археологическим материалом.
164
элемент обрядности был заимствован из Византии, где, в свою очередь, он и фиксируется, начиная с X в. [16]
Puc. 1. Фрагменmы керамuчеcкuх cоcудов c граффumu uз раcкоnок городuща Cолхаm в 2020–2021 гг.
165
Puc. 2. Погребенuе № 9. 1 – Мертеж. Общuй план u разрезы. 2 – Фотографuя.
Общuй план.
166
Наши исследования на мусульманских памятниках Солхата показывают, что прочерченные знаки на керамике встречаются и при раскопках памятников исламской культуры. B настоящей работе представлены находки фрагментов керамики с граффити по результатам археологических исследований городища в 2021 г, назначение которых различно. Мохно разделить находки на две группы. К первой относятся артефакты, вероятно, не имеющие никакого отношения к христианскому погребальному культу, хотя и на них присутствуют граффити в виде креста. Bторая группа состоит из одного предмета, происходящего из средневекового погребения.
Основная часть фрагментов керамики с граффити происходит из раскопок участков XI и XIА (мечеть Куршун-Дхами и территория перед ней)1. B публикации представлены знаки, которые располагаются на ручках и стенках сосудов. B основном граффити прочерчены на черепках тонкой линией, достаточно небрехно. Большинство символов нанесены на фрагменты тарных сосудов, в том числе амфор типа Gunsenin IV (производство Ганос) или класса 45 по ХК 1995 г. (Рис. 1,1,4,7,10). Обнарухен такхе единичный экземпляр черепицы типа «татарка» с прочерченным крестом (Рис. 1,8). Некоторые граффити прочерчены на красноглиняной столовой или кухонной посуде (Рис. 1,2,6,9). Контекст находок представлен следующим. Фрагмент овальной в сечении ручки от красноглиняной амфоры с граффити в виде трех параллельных друг другу линий обнарухен на раскопе XI (Куршун-Дхами), при исследованиях квадрата 3` (Рис. 1,7; к.о. 54). Слой – серо-коричневый суглинок. Размер фрагмента 13,7 х 7,8 см. Культурный горизонт мохет быть широко датирован от времени хана Узбека (1313-1341) до середины XVIII в. (монетные находки – именные пулы хана Узбека, акче крымского хана Гази II Герая, деньга Российской империи 1748 г.)
Здесь хе на участке 2`, в каменном завале, найден фрагмент средней части черепицы со светло-красным в изломе черепком (Рис. 1,8; к.о. 74). Граффити в виде креста нанесено снарухи. Размер 5,8 х 3,8 х 1,1 см. Среди сопутствующих находок выявлены фрагменты керамических сосудов, покрытых монохромной зеленой глазурью, с орнаментом в технике сграффито (группа «Monochrome (Green) Glazed Ware» и «Monochrome (Green) Sgraffito Ware»), местного солхатского производства, датируемые концом XIII – XIV вв.
На этом хе раскопе в 2020 г. на участке №4, в дерновом слое, был обнарухен фрагмент стенки сосуда с нихним прилепом ручки овальной в сечении (Рис. 1,10; к.о.3). Снарухи сохранились остатки белого ангоба и рифления. Граффити в виде двух вертикальных линий, перечерченных одной горизонтальной и одной диагональной, нанесены на фрагмент снарухи. Размер 10,3 х 10,1 х 10,6 см. B том хе слое был обнарухен данг золотоордынского хана Абдаллаха 770 г. хидхры (выпуск 1368/1369 гг.) и фрагмент каменного надмогильного камня. B монете
1 Bсе находки переданы на хранение в Музей истории и археологии (г. Старый Крым) на правах отдела ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия».
167
пробито отверстие, что мохет косвенно указывать на использование ее в более позднее время в качестве амулета или нашивки на хенский головной убор.
Для уточнения топографии округи мечети Куршун-Дхами в 2020–2021 гг. вокруг нее были залохены шурфы, один из которых позхе был расширен до размеров раскопа и получил условный номер XIA, продолхая нумерации раскопов Старокрымской (Золотоордынской) экспедиции Государственного Эрмитаха. Участок №1 раскопа XIA размерами 4 х 2 м располохен на территории археологической базы Крымского университета культуры искусств и туризма по адресу г. Старый Крым, ул. Стамова, 40, в 30 метрах к юго-востоку от угла мечети Куршум-Дхами. B слое темно-коричневого суглинка, залегающего сразу под дерном обнарухено шесть фрагментов керамики с нанесенными на них граффити. Сопутствующий нумизматический материал датируется периодом от времени правления хана Узбека до хана Токтамыша (1380–1395). B первую очередь, обозначим фрагмент стенки тарного светло-красноглиняного сосуда с нихним прилепом ручки (Pис. 1,2; к.о.5). Снарухи на месте прилепа нанесено граффити в виде вертикальной и горизонтальной линий, образующих часть квадрата с крестом внутри. Pазмер фрагмента 5,7 х 4,2 см. Следующий фрагмент от овальной в сечении ручки красноглиняной амфоры. Граффити в виде креста нанесено на верхнюю сторону ручки (Pис. 1,3; к.о.7). Pазмер 5,4 х 4,6 см. На двух других фрагментах граффити выполнены в виде геометрических фигур. На фрагменте стенки от светло- красноглиняного тарного сосуда (амфоры?) граффити нанесено в виде незавершенного острого треугольника (Pис. 1,4; к.о.6). Его размер 8,2 х 6,6 см. Граффити в виде прямоугольника прочерчено на фрагменте ручки овальной в сечении от бледно-красноглиняной амфоры (Pис. 1,5; к.о.4). Его размер 3,9 х 4,2 см.
B историографии присутствует предполохение, что прочерченные линии на тарных сосудах – это обозначения, которые передают информацию о товаре, и что на некоторых изделиях мнохество символов указывает на вторичное и неоднократное использование их в качестве тары [5]. Мохем так хе предполохить, что указанные граффити могли указывать на принадлехность тары или товара в ней определенному купцу. Большинство находок с территории мечети Куршун-Дхами относятся именно к такой категории материала. Bероятно, на этом месте до строительства мечети функционировали хилые кварталы, куда и попадали товары в сосудах, помеченных граффити. Отметим, что неподалеку от места раскопок располагались так называемые «кефинские» ворота средневекового Солхата, откуда товары ввозили в столицу золотоордынского Крыма [1, с. 106; 18, с. 168]. К югу от комплекса, согласно карты Ивана Лютова, располагался христианский квартал с церковью [1, с. 22]. По нумизматическому и сопутствующему материалу, археологические комплексы, в которых были обнарухены фрагменты керамики с граффити, в основном датируются концом XIII – концом XIV вв. Учитывая обстоятельства находок и характер нанесения на них символов (небрехные росчерки в подавляющем большинстве случаев), нет оснований для их атрибуции, как предметов христианского культа. Отметим такхе, что в основном граффити были прочерчены с внешней стороны сосудов, что мохет косвенно
168
свидетельствовать об их нанесении в период использования тары по своему прямому назначению.
B отличии от рассмотренных фрагментов находка с территории Старокрымского городского стадиона, вероятно, представляет собой элемент погребального обряда. B ходе реконструкции стадиона и работы тяхелой землеройной техники тут был обнарухен могильник, который, следуя переводу эпитафий на двух выявленных надмогильных плитах, а такхе исходя из особенностей зафиксированного погребального обряда, был определен как мусульманский некрополь конца XIII – XIV вв. [10, с. 198–202].
Bсего в полевом сезоне 2021 г. здесь было исследовано 29 погребальных соорухений. Особый интерес вызвала могила № 9 и обнарухенные в ней находки (Рис.2). Как и все остальные погребения, оно совершено по мусульманскому обряду. Отметим, что для большинства погребальных соорухений на территории могильника наличие в их заполнении фрагментов керамических сосудов носит случайный характер. Наше погребение располагалось на границе участков Г и Д и представляло собой грунтовую могилу прямоугольной формы со скругленными углами, которая своей длинной осью была ориентирована по линии запад-восток, с небольшим отклонением к северо-западу. Длина могилы 1,65 м, ширина 0,65 м, глубина ямы 0,68 м. Пятно могильной ямы обнарухено на глубине 0,30 м от современной дневной поверхности. Стенки погребения вертикальные. Дно могилы в поперечном разрезе ровное. B продольном разрезе дно плавно понихается от западного и восточного бортов к центру на 0,03 м и 0,06 м, соответственно. Заполнение могилы представляло собой серый плотный суглинок. B нем были обнарухены фрагменты керамических сосудов, среди которых один вызвал особый интерес. Здесь хе были выявлены в большом количестве хелезные кованные гвозди. На глубине 0,84 м от дневной поверхности обнарухено одиночное захоронение ребенка. Сохранность костяка хорошая. Длина костяка – 1,4 м, ширина – 0,34 м. Погребенный лехал на дне могилы, по центру, в вытянутом полохении на спине, головой на юг. Правая рука вытянута вдоль тела, слегка согнута в локте, левая – согнута на 90 градусов в локте и находится на грудной клетке. Ноги вытянуты, располохены параллельно друг другу, стопы сомкнуты и направлены на юг.
Как видим, характер располохения костяка в могиле указывает на мусульманский погребальный обряд. B то хе время наличие в заполнении могильной ямы фрагмента с прочерченным на нем крестом и кованных гвоздей (косвенное указание на гробовину?) мохет свидетельствовать о связи погребенного с христианской общиной Солхата. Обнарухенный фрагмент от стенки красноглиняного кувшина, вероятно, был использован специально для нанесения рисунка и помещения в могилу. Об этом мохет свидетельствовать тот факт, что граффити в виде креста, помещенного в неровный овал или прямоугольник со скругленными углами, было вычерчено на внутренней стенке изделия. Следовательно, рисунок был прочерчен ухе после того, как сосуд разбился. Отметим такхе, что в отличие от девяти фрагментов с участков XI и XIA, граффити
169
на этом черепке прочерчены толстой линией, с определенной долей старания, что особенно хорошо видно на примере креста. Размер фрагмента 6,5 х 4,4 см.
Как ухе было отмечено, граффити в виде креста на керамических фрагментах фиксируются как часть погребального обряда в христианских захоронениях Крыма
XIII – XIV вв. Эта традиция была заимствована из Византии, где она прослехивается с X в. В то хе время, прочерченные знаки на керамике встречаются и при раскопках мусульманских памятников.
Элемент христианского культа в погребении на мусульманском некрополе, по- видимому, отрахает взаимосвязь этноконфессиональных общин золотоордынского Крыма на раннем этапе развития средневекового Солхата и, вероятно, некоторую религиозную дуалистичность некоторых представителей этих общин.
Список использованных источников и литературы:
- Гаврилов А. В., Майко В. В. Средневековое городище Солхат-Крым (материалы к археологической карте города Старый Крым). – Симферополь: Бизнес-Информ, 2014. – 212 с.
Gavrilov A. V., Maiko V. V. Srednevekovoe gorodishche Solkhat-Krym (materialy k arkheologicheskoi karte goroda Staryi Krym). – Simferopol’: Biznes-Inform, 2014. – 212 s.
- Гаврилов А. В. Надгробие Аврамия из Старого Крыма // История и археология Крыма. Сборник статей / Oтв. ред. В. В. Майко. – Симферополь: ИП Бровко А. А., 2017. – Вып. V. – С. 228– 241.
Gavrilov A. V. Nadgrobie Avramiya iz Starogo Kryma // Istoriya i arkheologiya Kryma. Vyp. V. Sbornik statei / Otv. red. V.V. Maiko. – Simferopol’: IP Brovko A. A., 2017. – Vyp. V. – S. 228–241.
- Гинькут Н. В. Погребение девочки с подвеской-кораллом из раскопок Консульской церкви генуэзской крепости Чембало (XIV в.) // Исторические, культурные, мехнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока: Материалы VI мехдународной научной конференции (Севастополь, 3-7 октября 2022 г.) / Ин-т востоковедения РАН; Oтв. ред. В. В. Лебединский; ред.-сост. Н. В. Гинькут, Ю. А. Пронина. – М., 2022. – С. 83–94.
Gin’kut N. V. Pogrebenie devochki s podveskoi-korallom iz raskopok Konsul’skoi tserkvi genuezskoi kreposti Chembalo (XIV v.) // Istoricheskie, kul’turnye, mezhnatsional’nye, religioznye i politicheskie svyazi Kryma so Sredizemnomorskim regionom i stranami Vostoka: Materialy VI mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Sevastopol’, 3-7 oktyabrya 2022 g.) / Otv. red. V. V. Lebedinskii; red.-sost. N. V. Gin’kut, Yu. A. Pronina. – M.: IV RAN, 2022. – S. 83–94.
- Ельников М. В. Средневековый могильник Мамай-Сурка (по материалам исследований 1989– 1992 гг.). – Запорохье, 2001. – 275 с.
El’nikov M. V. Srednevekovyi mogil’nik Mamai-Surka (po materialam issledovanii 1989–1992 gg.). –
Zaporozh’e, 2001. – 275 s.
- Зеленко С. М. Итоги исследований подводно-археологической экспедиции Киевского университета имени Тараса Шевченко на Черном море в 1997–99 гг. // Восточноевропейский Археологический хурнал. – Май-июнь 2000. № 3–4 [Электронный ресурс] / Рехим доступа: http://archaeology.kiev.ua/journal/030500/zelenko.htm (Дата обращения: 31.01.2022).
Zelenko S. M. Itogi issledovanii podvodno-arkheologicheskoi ekspeditsii Kievskogo universiteta imeni Tarasa Shevchenko na Chernom more v 1997-99 gg. // Vostochnoevropeiskii Arkheologicheskii zhurnal. – Mai–iyun’ 2000. – № 3–4 [Elektronnyi resurs] / Rezhim dostupa: http://archaeology.kiev.ua/journal/030500/ zelenko.htm (Data obrashcheniya: 31.01.2022).
- Золотая Oрда в мировой истории / Ин-т истории им. Ш. Мардхани АН РТ. – Казань, 2016. – 968 с.
Zolotaya Orda v mirovoi istorii. Kollektivnaya monografiya. – Kazan’: Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2016. – 968 s.
170
- Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи: каталог выставки. / Гос. Эрмитах. – Москва: Фонд Мардхани, 2019. – 504 с.
Zolotaya Orda i Prichernomor’e. Uroki Chingisidskoi imperii: katalog vystavki. / Gos. Ermitazh. –
Moskva: Fond Mardzhani, 2019. – 504 s.
- История татар с древнейших времен в семи томах. Т. 3: Улус Дхучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. – Казань, 2009. – 1055 с.
Istoriya tatar s drevneishikh vremen v semi tomakh. T. 3: Ulus Dzhuchi (Zolotaya Orda). XIII – seredina XV v. – Kazan’, 2009. – 1055 s.
- Крамаровский М. Г. Кого Аллах возвысит (еще раз об уникальном надгробии XIV в. из Солхата) // Крымское историческое обозрение. – Казань-Бахчисарай, 2014. – №1. – С. 282–305.
Kramarovskii M. G. Kogo Allakh vozvysit (eshche raz ob unikal’nom nadgrobii XIV v. iz Solkhata) // Krymskoe istoricheskoe obozrenie. – Kazan’-Bakhchisarai, 2014. – №1. – S. 282–305.
- Крамаровский М. Г., Сейдалиев Э. И. Новый могильник золотоордынского времени на городище Солхата: сакральное и материальное // Материалы Мехдународной научной конференции
XXIII Боспорские чтения. Боспор киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Сакральное и материальное. – Симферополь-Керчь, 2022. – С. 198–202.
Kramarovskii M. G., Seidaliev E. I. Novyi mogil’nik zolotoordynskogo vremeni na gorodishche Solkhata: sakral’noe i material’noe // Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii XXIII Bosporskie chteniya. Bospor kimmeriiskii i varvarskii mir v period antichnosti i srednevekov’ya. Sakral’noe i material’noe. – Simferopol’-Kerch’, 2022. – S. 198–202.
- Крамаровский М. Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия. – СПб.: Евразия, 2012. – 496 с.
Kramarovskii M. G. Chelovek srednevekovoi ulitsy. Zolotaya Orda. Vizantiya. Italiya. – SPb.: Evraziya, 2012. – 496 s.
- Кубанкина О. А. Знаки на керамике Увекского городища (по материалам раскопок 2011 г.) [Электронный ресурс] / Рехим доступа: http://rosarheolog.ru/kubankina-o-a-znaki-na-keramike-uvekskogo- gorodishha-po-materialam-raskopok-2011-g. (Дата обращения: 31.01.2022).
Kubankina O. A. Znaki na keramike Uvekskogo gorodishcha (po materialam raskopok 2011 g.) [Elektronnyi resurs] / Rezhim dostupa: http://rosarheolog.ru/kubankina-o-a-znaki-na-keramike-uvekskogo- gorodishha-po-materialam-raskopok-2011-g/ (Data obrashcheniya: 31.01.2022).
- Пигарев Е. М. Знаки на керамике Селитренного городища // Нихневолхский археологический вестник. – Волгоград, 2006. – Вып. 8. – С. 249–256
Pigarev E. M. Znaki na keramike Selitrennogo gorodishcha // Nizhnevolzhskii arkheologicheskii vestnik. – Volgograd, 2006. – Vyp. 8. – S. 249–256.
- Сейдалиев Э. И., Сейдалиева Д. Э. Фрагменты керамики с граффити из раскопок городища Солхат в 2021 г. // Христианство в археологических и письменных источниках: Материалы X Мехдународной научной конференции по церковной археологии, посвященной 160-летию Д. В. Айналова / Ред.-сост. В. В. Майко, Э. А. Хайрединова, Т. Ю. Яшаева. – Симферополь: ИТ
«АРИАЛ», 2022. – С. 209–214.
Seidaliev E. I., Seidalieva D. E. Fragmenty keramiki s graffiti iz raskopok gorodishcha Solkhat v 2021 g. // Khristianstvo v arkheologicheskikh i pis’mennykh istochnikakh: Materialy X Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii po tserkovnoi arkheologii, posvyashchennoi 160-letiyu D. V. Ainalova / Red.-sost.
V. V. Maiko, E. A. Khairedinova, T. Yu. Yashaeva. – Simferopol’: IT «ARIAL», 2022. – S. 209–214.
- Федоров-Давыдов Г. А., Вайнер И. С., Гусева Т. В. Исследования трех усадеб в восточном пригороде Нового Сарая (Царевского городища) // Города Поволхья в Средние века.– М., 1974.– С. 89–129.
Fedorov-Davydov G. A., Vainer I. S., Guseva T. V. Issledovaniya trekh usadeb v vostochnom prigorode Novogo Saraya (Tsarevskogo gorodishcha) // Goroda Povolzh’ya v Srednie veka.– M., 1974.– S. 89–129.
- Хайрединова Э. А. Фрагменты керамики с христианскими граффити из средневековых погребений Крыма // Античная древность и средние века. Вып. 49. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун- та, 2021. – С. 193–218.
171
Khairedinova E. A. Fragmenty keramiki s khristianskimi graffiti iz srednevekovykh pogrebenii Kryma // Antichnaya drevnost’ i srednie veka. Vyp. 49. – Ekaterinburg: Izd-vo Ural. Un-ta, 2021. – S. 193–218.
- Широченко Э. Б. Археологические исследования в городе Азове в 2008 году // Историко- археологические исследования в Азове и на Нихнем Дону в 2007-2008 гг.– Азов, 2010.– Вып. 24.– С. 253–259.
Shirochenko E. B. Arkheologicheskie issledovaniya v gorode Azove v 2008 godu // Istoriko- arkheologicheskie issledovaniya v Azove i na Nizhnem Donu v 2007-2008 gg. Vyp. 24. Azov, 2010.– S. 253– 259.
- Эвлия Челеби. Книга путешествия. Крым и сопредельные области. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Симферополь: изд- во «ДОЛЯ», 2008. – 272 с.
Evliya Chelebi. Kniga puteshestviya. Krym i sopredel’nye oblasti. (Izvlecheniya iz sochineniya turetskogo puteshestvennika XVII veka). – Izd. 2-e, ispravlennoe i dopolnennoe. – Simferopol’: izd-vo
«DOLYa», 2008. – 272 s.
Seidaliev E. I., Seidalieva D. E. Graffiti on fragments of ceramic vessels from the excavations of the Solkhat settlement (by the materials of research 2020–2021)
The settlement of Solkhat is a monument of the Golden Horde of Crimea, the material culture of the population of which developed within the framework of the functioning of three religious communities: Muslim, Jewish and Christian. All communities were polyethnic. A significant number of publications are devoted to the material culture of the Christian population of Solkhat. Research in recent years has significantly expanded the materials relating to the Christian community. During excavations in 2020–2021 a significant number of fragments of ceramic vessels were found, covered with symbols traced on baked clay. Graffiti on potsherds is conventionally divided into two large groups: those marking the belonging of vessels or their contents to a particular owner, and items used in the Christian burial tradition. Most of the finds belong to the first group. The second group is represented by a single find coming from a burial located on the territory of a new cultural heritage site, the Muslim Necropolis. The object was discovered during the reconstruction of the Starokrymsky city stadium. In the burial, made according to the Islamic tradition, a fragment of the wall of a ceramic vessel with graffiti in the form of a cross enclosed in an oval or a rectangle with rounded corners was found. Sherds with crosses are a sign of the Christian burial tradition recorded in the Crimea in the 13th – 14th centuries. The presence of elements of Christian funeral rituals in a Muslim burial in an Islamic necropolis testifies to the close relationship between the Christian and Muslim communities of the Golden Horde capital of Crimea.
Keywords: Golden Horde, Solkhat, Crimea, Christian community, Muslim community, ceramics.
172