ПАМЯТЬ О ЦАРЕ-МИРОТВОРЦЕ АЛЕКСАНДРЕ III В КРЫМУ
THE MEMORY OF THE PEACEMAKER TSAR ALEXANDER III IN CRIMEA
JOURNAL: «SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE» Volume 10 (76), № 1, 2024
Publication text (PDF): Download
UDK: 94(47).082/908(477.75)
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:
Petrova E. B., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/ 10.29039/2413-1741-2024-10-1-41-55
PAGES: from 41 to 55
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: Emperor Alexander III, monuments to the peacemaker tsar in Crimea, Sevastopol, Alupka, Livadia, Massandra, Foros, Yalta, Feodosia, Bakhchisarai, Chufut-Kale
ABSTRACT (ENGLISH):
Interest in the personality and deeds of Emperor Alexander III has increased markedly recently – and not only out of a desire to deepen our knowledge of the Russian history in the second half of the XIX century, but also due to the need to understand how peace can be preserved (and in not the most favorable conditions in the international arena), effectively cooperating with other states and at the same time doing everything possible to restore and strengthen the military power of their country.
The Emperor left a good memory in the Crimea, where he visited many times. The seat of the royal family was Livadia. They were housed in the Small Palace (a monument to Alexander III was erected in its place in 2017). The article talks about those important innovations in the economic, military and cultural life of the Crimea that were associated with the name of Alexander III, and how the memory of the peacemaker emperor was preserved and preserved on the peninsula.
В 2025 г. исполняется 180 лет со дня рождения Александра III (в 2024 г. – 130 лет со времени его смерти) – императора Всероссийского, императора-миротворца, недолгое правление которого (1881–1894 годы) было в целом благоприятным для России[1]. Он хотел и умел решать сложнейшие вопросы дипломатическим путём, но при этом делал всё возможное для восстановления и укрепления военной мощи своего государства. Не меньшее значение монарх придавал внутренним делам империи – экономике, социальной сфере, вопросам религии, образованию, науке, литературе, издательской деятельности, искусству. Неслучайно великий князь Александр Михайлович в своей «Книге воспоминаний» констатировал: «Ни один из Романовых не подходил так близко к народным представлениям о Царе, как этот богатырь с русой бородой» [цит. по: 8, с. 8].
Добрую память оставил по себе император в Крыму, где бывал неоднократно[2].Там он отдыхал и работал, заботясь как обо всей большой стране, так и о маленьком, но таком важном для России Крымском полуострове. Местом пребывания Александра III и его семьи была царская Ливадия. Размещались в Малом дворце, который император предпочитал Большому Императорскому. Известно, что император вообще любил относительно простой быт. Малый дворец (дворец наследника) строился для Николая Александровича – старшего сына Александра II. После смерти Николая Александровича в 1865 г. дворец перешёл к Александру Александровичу – будущему императору Александру III. Дворцы до нашего времени не сохранились. Большой разобрали в начале XX в. и на его месте в 1911 г. по проекту ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова возвели новый (ныне Ливадийский дворец-музей). Малый дворец разобрали в 1887 г. по причине его аварийного состояния и на его месте по проекту профессора Академии художеств Виктора Александровича Шретера построили новый дворец, полностью повторивший старый – таково было желание Александра III и его семьи. В нём Александр III и скончался 20 октября (1 ноября) 1894 г. Этот новый Малый дворец тоже не сохранился – сгорел в конце 1941 г. [См. например: 1; 5; 6; 8, с. 37 слл., 77 слл.; 11, с. 103–107; 15; 20; 21; 22, с. 21–24, 34, 117–120; 24; 25; 26,с. 31 слл.]
Значительной была роль императора в развитии крымского виноградарства и виноделия. Александр III предпочитал вина отечественного (а не европейского) производства и всячески поощрял российских, в том числе, конечно, крымских, виноделов. Этой отрасли экономики уделялось большое внимание в его ливадийском имении (как и в других владениях семьи Романовых). Неслучайно в 1891 г. император пригласил знаменитого винодела князя Льва Сергеевича Голицына возглавить винодельческое хозяйство Удельного ведомства – императорских имений в Крыму и на Кавказе.
Пребывание императора в Крыму не ограничивалось Ливадией. Вместе с семьёй и свитой он посещал разные места на полуострове.
Рис. 1. Император Александр III. Фото 1885 г.
Александр III стоял у истоков возрождения Черноморского флота, а вместе с тем и города Севастополя после разрушительной Крымской войны 1853–1856 годов. Раны, нанесённые городу войной, были так глубоки, что и три десятилетия спустя в нём сохранялось немало руин. А флот пребывал в полном упадке. Между тем с приходом к власти Александра III была поставлена задача создания сильной армии и флота. И работа по постройке кораблей, по созданию и реорганизации всего того, что имело отношение к флоту, продвигалась довольно успешно. Неоднократные посещения Севастополя императором, спуск на воду 6 (18) мая 1886 г. в его присутствии броненосца «Чесма»[3], а также Высочайший приказ по Черноморскому флоту – всё это воспринималось как начало возрождения Черноморского флота.
Александр III непременно посещал места, связанные с Крымской войной, бастионы и батареи Севастополя, а также храмы и монастыри, которым оказывал материальную поддержку.
Рис. 2. Малый дворец в Ливадии. Западный фасад. Фото конца XIX в.
Рис. 3. Памятник Александру III в Феодосии. Скульптор Роберт Бах. 1896 г. (снесён в 1917 г.). Открытка начала XX в.
Ещё будучи наследником престола он озаботился сохранением памяти о героической обороне Севастополя, для чего предполагался сбор сведений о тех событиях у очевидцев. Это важное дело должно было возглавить Русское историческое общество, почётным председателем которого со времени его основания в 1866 г. являлся будущий император Александр III (и таковым оставался до конца жизни). Изучение славных страниц в истории России он связывал с «нравственным воспитанием» народа. [См. например: 7.] По указанию Александра III Морское ведомство выделило участок земли в центре Севастополя (на улице Екатерининской) и финансы – 100 тысяч рублей – на постройку здания Музея Черноморского флота. Его строили в 1892–1895 годах по проекту академика архитектуры Александра Мстиславовича Кочетова. Проект утверждал сам император.
Известно, как много внимания уделял Александр Александрович (и до занятия престола, и после) организации и деятельности музеев в России, как он любил и изучал историю, археологию, заботился о сохранении памятников прошлого, о развитии исторической науки и распространении исторических знаний в российском обществе.
Александр III сыграл важную роль в организации в Севастополе Херсонесского музея (ныне Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический»), а также в упорядочении археологических раскопок на территории Херсонесского городища — места, некогда облюбованного и освоенного древними греками и сохранившего памятники античного и средневекового времени [см. например: 23, с. 290–292].
С именем царя-миротворца связаны важнейшие события в жизни одного из самых древних городов России – Феодосии. Это и решение проблемы её водоснабжения (устройство Феодосийско-Субашского водопровода в 1888 г.), и перевод в Феодосию из Севастополя коммерческого порта (строительство нового порта пришлось на 1891–1895 годы), и открытие Джанкой-Феодосийской линии железной дороги в 1892 г.
Рис. 4. Памятник Александру III в Ливадии. Скульптор Андрей Ковальчук. 2017 г. Фото 2023 г.
Рис. 5. Церковь Воскресения Христова в Форосе, возведённая в память о «чудесном спасении» Александра III и его семьи 17 (29) октября 1888 г. при крушении поезда у села Борки. Открытка 1890-х годов
Именно в Феодосии, в центре города, на площади, названной в честь императора Александровской, появился первый памятник Александру III. Художник Иван Константинович Айвазовский инициирован возведение этого памятника и сбор средств на его изготовление, включая те, что он выручил от большой выставки своих картин, проходившей с 29 декабря 1895-го (10 января 1896) по 31 декабря 1896 года (12 января 1897) в Петербурге, в здании Императорского общества поощрения художеств. О готовящейся благотворитель-ной 120-й выставке картин И. К. Айвазовского сообщал во франкоязычной газете «Истамбул» за 10 декабря 1895 г. Луи Алексис Бертрен (литературный псевдоним Луи де Судак) – французский писатель, вице-консул Франции, Турции и Испании в Феодосии, долго живший в Феодосии и хорошо знавший Ивана Константиновича[4]. На выставке экспонировалось свыше 70картин – больше, чем на всех других выставках маэстро, и почти все они написаны в течение 1895 г. Здесь и «картины-воспоминания» художника о его многочисленных поездках за границу, и картины мифологического содержания, и, конечно, полотна с изображением моря во всех его состояниях. Доминантой выставки стало полотно «От штиля к урагану»[5]. К выставке издали альбом и каталог [4; 9. См. также: 13, с. 48–52, 308–309 (прим. 97, 98), 342 (имен. указ.); 14].
Рис. 6. Фонтан-памятник (на переднем плане справа), сооружённый при въезде в Бахчисарай в 1892 г. в память о «чудесном спасении» Александра III и его семьи при крушении поезда у села Борки 17 (29) октября 1888 г. Фото начала XX в.
Торжественное открытие памятника состоялось 2 (14) ноября 1896 г. Примечательны надписи на его пьедестале: «Императору Александру III благодарная Феодосия», «Сооружён в благополучное царствование императора Николая II, в 1896 году». Автор – скульптор Роберт Робертович Бах, академик Императорской Академии художеств. Высота бронзовой скульптуры императора, изображённого в полный рост, – 4,27 метра; высота памятника с пьедесталом – 6,4 метра.
Рис. 7. Надпись на мраморной плите, установленной на фонтане-памятнике при въезде в Бахчисарай в память
о спасении царской семьи
при крушении поезда
17 (29) октября 1888 г.
Фото А. А. Волошинова 2010 г.
Скульптуру Александра III варварски снесли с пьедестала 10 (23) июня 1917 г. История с уничтожением памятника известна по воспоминаниям очевидцев. Вот как она описана, например, художницей Елизаветой Павловной Редлих (1897–1988): «<…> летним утром я стояла здесь и смотрела, как сбрасывают памятник Александра III. Когда я училась в гимназии, проходя по этой площади, я часто видела, как этот чугунный человек смотрел на золото заката, раскинувшееся на полнеба. Рядом погружалась в глубокую тень Итальянская с её аркадами и тополями, и над нежно-зелёным вечерним морем клубились облака.
Четыре года спустя, в 1917 году, случай привёл меня на площадь за несколько минут до того, как сбросили этот памятник. Тогда, как и теперь, на площади стоял народ. Какие-то люди били молотками по цоколю в том месте, куда упирались чугунные столбы ног. Приставили стремянку. По ней поднялся, почти взбежал ловкий и весёлый матрос и набросил петлю на чугунную шею. Спрыгнул. Лестницу унесли. Народ отошёл подальше. Несколько человек взялись за длинный канат и потянули его. Казалось, что чугунная глыба будет сопротивляться. Но бородатый царь с петлёй на шее две-три минуты тупо, казалось, растерянно смотрел вдаль. Потом медленно – видимо, что-то ещё немного удерживало его ноги – и покорно стал падать вперёд» [18].
(В 1980 г. на сохранившемся постаменте памятника установили скульптуру матросу-революционеру Ивану Андреевичу Назукину. Жители Феодосии неоднократно поднимали вопрос о необходимости восстановить памятник Александру III на том месте, где он был поставлен вскоре после смерти царя-миротворца.)
Рис. 8. Мраморная плита с двуязычной надписью о посещении Александром III, его супругой Марией Фёдоровной и цесаревичем Николаем Александровичем караимской кенасы на Чуфут-Кале 4 (16) мая 1886 г. Фото А. А. Волошинова 2011 г.
А 18 ноября 2017 г., через сто лет после того печального события, памятник Александру III поставили в парке Ливадийского дворца, на месте бывшего Малого дворца, в котором сканчался император. Автор монумента – скульптор Андрей Николаевич Ковальчук, академик Российской академии художеств.
Есть и другие примеры того, как чтили в Крыму Александра III и старались сохранить память о его приездах на полуостров.
Тяжёлое впечатление произвело на жителей Крыма событие, которое могло стать трагедией для царской семьи и для страны, – крушение 17 (29) октября 1888 г. императорского поезда у села Борки Харьковской губернии, направлявшегося из Крыма в Санкт-Петербург. В 1888–1892 годах в память о «чудесном спасении» Александра III и «всей Августейшей Семьи» возвели храм Воскресения Христова в красивейшем месте Южнобережья – на высокой скале над Форосом[6]. Автор проекта – архитектор Николай Михайлович Чагин. В 1929 г. церковь закрыли; в 1990-м, после реставрации, открыли для верующих. [См. например: 12 с. 456–458.]
Рис. 9. Ялтинский мол и маяк. Открытка начала XX в.
А в Бахчисарае в 1892 г. местные жители поставили при въезде в город фонтан-памятник и на одной из установленных на нём мраморных плит сделали надпись: «Благодарение Творцу. Фонтан этот сооружён мусульманами Бахчисарая в память чудесного спасения Государя Императора Алекcандра III и Его Августейшей Семьи 17 октября 1888 г.». Фонтан-памятник находился близ триумфальной арки, возведённой при въезде в город в 1787 г. в связи с посещением Бахчисарая Екатериной II.
Фонтан разрушили после 1917 г. Две мемориальные плиты с надписями хранятся в фондах Бахчисарайского историко-культурного заповедника[7].
Посещение императором Александром III и его близкими «пещерного города» Чуфут-Кале вызвало большое воодушевление среди крымских караимов. В связи с чем в стену Большой кенасы (молитвенного дома караимов) вмонтировали мраморную плиту с двуязычной надписью: «Их Величество Государь Император Александр Александрович, Государыня Императрица Мария Фёдоровна и Его Императорское Величество Государь Цесаревич Николай Александрович благоволили почтить древний храм сей своим Высочайшим посещением в 4 день мая 1886 года». Позже плиту демонтировали, сейчас она находится у Большой кенасы на Чуфут-Кале.
Память об императоре сохранялась и в период, когда на престоле находился его сын – Николай II. В 1911–1913 годах, в связи с 25-летием восстановления Александром III церковно-приходских школ (по его указу 1884 г.), в окрестностях Алупки построили храм. Возвели его в Климатической колонии Духовного ведомства имени Св. Благоверного князя Александра Невского, предназначавшейся для лечения учителей церковно-приходских школ[8]. Автор проекта – архитектор Николай Павлович Козлов.
Рис. 10. Массандровский дворец. Открытка начала XX в.
В годы царствования Александра III многое изменилось в жизни города Ялты. По его указанию там появились новый капитальный каменный мол (длиной 576 м) для причала кораблей и так называемая Александровская набережная. Проектирование и строительство мола связано с именем талантливого ялтинского инженера Александра Львовича Бертье-Делагарда. Проект мола разработан в 1886 г. Строительство его велось в 1888–1892 года. На оконечности мола возвели маяк. (Мол и маяк действует до сих пор.) Ялта застраивалась красивыми зданиями и всё больше превращалась в первоклассный курорт на Юге России.
Имя Александра III сохранилось в названии Массандровского дворца. В наше время это изящное строение, окружённое прекрасным старым парком, – одно из главных достопримечательностей Южного берега Крыма. Имение в Массандре куплено для Александра III в 1889 г. (Ранее оно принадлежало светлейшему князю Семёну Михайловичу Воронцову и его наследникам.) Дворец начали строить в 1881 г. по проекту архитектора Этьена Бушара. Императору он достался недостроенным. Работы по его возведению и полному преобразованию продолжил архитектор Максимилиан Егорович Месмахер. Окончательно завершили строительство лишь в 1902 г., уже при Николае II. В 2017 г. возле дворца установили памятник Александру III – бронзовый бюст работы скульптора Александра Алексеевича Аполлонова. (Ныне Массандровский дворец является филиалом Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.) [См. например: 8, с. 197–206; 17.]
В последнее время интерес к личности и деяниям царя-миротворца заметно возрос, о нём, его семье и окружении, о времени его царствования говорят и пишут историки, политологи, культурологи – и не только из желания углубить наши знания по истории России второй половины XIX столетия, но и в связи с необходимостью понять, как можно сохранить мир (причём, в не самых благоприятных условиях на международной арене) и эффективно сотрудничать с другими государствами. Важно, что мы возрождаем память о царе-миротворце и вновь ставим ему памятники, чтобы не были забыты его помыслы и дела на благо государства Российского.
- Барковец О. И. «Они до удивления похожи на простых смертных»: Ливадия в жизни императоров Александра II и Александра III // Романовы. Воспоминания о Крыме: издание к выставке. Гос. музей-заповедник «Царицыно», 2022 / Авт.-сост. О. И. Барковец. СПб.: Торг. дом «Медный всадник», 2022. С. 94–149. // Barkovec O. I. «Oni do udivleniya pohozhi na prostyh smertnyh»: Livadiya v zhizni imperatorov Aleksandra II i Aleksandra III // Romanovy. Vospominaniya o Kryme: izdanie k vystavke. Gos. muzej-zapovednik «Caricyno», 2022 / Avt.-sost. O. I. Barkovec. SPb.: Torg. dom «Mednyjvsadnik», 2022. S. 94–149.
- Борисов В. Н. Когда крест и полумесяц соединились воедино: об открытии в 1892 г. фонтана-памятника в г. Бахчисарае // Крымское время. 2005. № 117. 18 октября. С. 6. // BorisovV. N. Kogda krest i polumesyac soedinilis’ voedino: ob otkrytii v 1892 g. fontana-pamyatnika v g. Bahchisarae // Krymskoe vremya. 2005. № 117. 18 oktyabrya. S. 6.
- Борисов В. Н. Фонтан-памятник, сооружённый в Бахчисарае в 1892 году в память «чудесного спасения» императора Александра III и его семьи в железнодорожной катастрофе, произошедшей 17 (29) октября 1888 года. Бахчисарай, 2022. (Электронное сетевое изд-е.) // Borisov V. N. Fontan-pamyatnik, sooruzhyonnyj v Bahchisarae v 1892 godu vp amyat’ «chudesnogo spaseniya» imperatora Aleksandra III i ego sem’i v zheleznodorozhnoj katastrofe, proizoshedshej 17 (29) oktyabrya 1888 goda. Bahchisaraj, 2022. (Elektronnoe setevoe izd-e.)
- Булгаков Ф. И. Альбом 120-й выставки картин И. К. Айвазовского: фототипическое издание. СПб.: тип. А. С. Суворина, 1896. 38 с. // Bulgakov F. I. Al’bom 120-j vystavki kartin I. K. Ajvazovskogo: fototipicheskoe izdanie. SPb.: tip. A. S. Suvorina, 1896. 38 s.
- Земляниченко М. А. Ливадия доимператорская: от отважного корсара Кацониса до польского аристократа Потоцкого. Симферополь: Бизнес-Информ, 2010. 112 с. // Zemlyanichenko M. A. Livadiya doimperatorskaya: ot otvazhnogo korsara Kaconisa do pol’skogo aristokrata Potockogo. Simferopol’: Biznes-Inform, 2010. 112 s.
- Земляниченко М. А. Императорские имения Ливадия и Ореанда: что было, что осталось. Справочник-путеводитель. Симферополь: Бизнес-Информ, 2016. 152 с. // Zemlyanichenko M. A. Imperatorskie imeniya Livadiya i Oreanda: chto bylo, chto ostalos’. Spravochnik-putevoditel’. Simferopol’: Biznes-Inform, 2016. 152 s.
- Ивицкая О. Е. Александр III и Севастополь // Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Севастополь, 2019. (Электронный ресурс.) // Ivickaya O. E. Aleksandr III i Sevastopol’ // Vserossijskoe obshchestvo ohrany pamyatnikov istorii i kul’tury. Sevastopol’, 2019. (Elektronnyj resurs.)
- Калинин Н. Н., Земляниченко М. А. Романовы и Крым. «У всех нас осталась тоска по Крыму…». Симферополь: Бизнес-Информ, 2009.320 с. // Kalinin N. N., Zemlyanichenko M. A. Romanovy i Krym. «U vsek nas ostalas’ toska po Krymu…». Simferopol’: Biznes-Inform, 2009. 320 s.
- Каталог 120-й выставки картин И. К. Айвазовского в залах Императорского общества поощрения художников. СПб.: тип. бр. Пантелеевых, 1895. 3 с. // Katalog 120-j vystavki kartin I. K. Ajvazovskogo v zalah Imperatorskogo obshchestva pooshchreniya hudozhnikov. SPb.: tip. br. Panteleevyh, 1895. 3 s.
- Кашук Л. А. Сумароковы-Эльстоны, Юсуповы и Крым. Симферополь: Бизнес-Информ, 2012. 216 с. // Kashuk L. A. Sumarokovy-El’stony, Yusupovy i Krym. Simferopol’: Biznes-Inform, 2012. 216 s.
- Кашук Л. А. Великий князь Александр Михайлович — шеф морского и воздушного флотов России и Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 2022. 304 с. // Kashuk L. A. Velikij knyaz’ Aleksandr Mihajlovich — shef morskogo i vozdushnogo flotov Rossii i Krymа. Simferopol’: Biznes-Inform, 2022. 304 s.
- Козлов В. Ф. Наследие православного Крыма (XVIII – середина ХХ в.): монастыри, монастырские подворья, храмы, часовни (науч.-справ. изд-е). М., 2022. 644 с. (Электронное сетевое изд-е.) // Kozlov V. F. Nasledie pravoslavnogo Kryma (XVIII – seredina XX v.): monastyri, monastyrskie podvor’ya, hramy, chasovni (nauch.-sprav. izd-e). M., 2022. 644 s. (Elektronnoe setevoe izd-e.)
- Коломийченко Ю. Ф. Феодосия. История и память. Очерки. Статьи. Воспоминания / сост., предисл., подгот. текстов, коммент. Д. А. Лосева. М.; Феодосия: Издат. дом «Коктебель», 2020. 352 с. // Kolomijchenko Yu. F. Feodosiya. Istoriya i pamyat’. Ocherki. Stat’i. Vospominaniya / sost., predisl., podgot. tekstov, komment. D. A. Loseva. M.; Feodosiya: Izdat. dom «Koktebel», 2020. 352 s.
- Лихотворик Р. С. Александру III – благодарная Феодосия // Феодосийский альбом. Феодосия, 17 ноября 2006. Тетрадь 181. С. 1–2. // Lihotvorik R. S. Aleksandru III – blagodarnay aFeodosiya // Feodosijskij al’bom. Feodosiya, 17 noyabrya 2006. Tetrad 181. S. 1–2.
- Лозбень Н. С., Пальчикова А. П. Ливадия. Ореанда. Очерк-путеводитель. Симферополь: СОНАТ, 2007. 192 с. // Lozben’ N. S., Pal’chikova A. P. Livadiya. Oreanda. Ocherk-putevoditel’. Simferopol’: SONAT, 2007. 192 s.
- Луи де Судак (Луи Алексис Бертрен). Путешествие по Крыму: Южный берег. Морской порт Феодосия / вступ. ст., коммент. Э. Б. Петровой; пер. с франц. Г. И. Беднарчика. Феодосия: Издат. дом «Коктебель»; Симферополь: Н. Орiанда, 2021. 272 с. // Lui de Sudak (LuiAleksisBertren). Puteshestvie po Krymu: Yuzhnyj bereg. Morskoj port Feodosiya / vstup. st., komment. E. B. Petrovoj; per. s franc. G. I. Bednarchika. Feodosiya: Izdat. dom «Koktebel’»; Simferopol’: N. Orianda, 2021. 272 s.
- Пальчикова А. П. Массандра. Дворец. Парк. Усадьба. Очерк-путеводитель. Симферополь: СОНАТ, 2003. 160 с. // Pal’chikova A.P. Massandra. Dvorec. Park. Usad’ba. Ocherk-putevoditel’. Simferopol’: SONAT, 2003. 160 s.
- Редлих Е. П. Воспоминания / публ. и коммент. Г. И. Вздорнова, Т. И. Прилуцкой, Е. А. Амитиной, А. В. Маньковского // Наше Наследие. М., 2019. № 127–128. С. 116–143. (Электронный ресурс.) // Redlih E. P. Vospominaniya / publ. i komment. G. I. Vzdornova, T. I. Priluckoj, E. A. Amitinoj, A. V. Man’kovskogo // Nashe Nasledie. M., 2019. № 127–128. S. 116–143. (Elektronnyj resurs.)
- Романовы. Воспоминания о Крыме: издание к выставке. Гос. музей-заповедник «Царицыно», 2022 / автор-сост. О. И. Барковец. СПб.: Торг. дом «Медный всадник», 2022. 496 с. // Romanovy. Vospominaniya o Kryme: izdanie k vystavke. Gos. muzej-zapovednik «Caricyno», 2022 / avtor-sost. O. I. Barkovec. SPb.: Torg. dom «Mednyj vsadnik», 2022. 496 s.
- Слюнькова И. Н. Ливадия: архитектура дворцово-паркового ансамбля. Вторая половина XIX века / НИИ Теории и истории изобразительных искусств Рос. акад. художеств, Елисаветинско-Сергиевское просветительское о-во. М.: БуксМАрт, 2022. 476 с. // Slyun`kova I. N. Livadiya: arxitektura dvorczovo-parkovogo ansamblya. Vtoraya polovina XIX veka / NII Teorii i istorii izobrazitel`nyx iskusstv Ros. akad. xudozhestv, Elisavetinsko-Sergievskoe prosvetitel`skoe o-vo. M.: BuksMArt, 2022. 476 s.
- Судак Луи де. Императорские резиденции в Крыму // Судак Луи де. Мели Фернан де. Рамбо Альфред. Французские путешественники в Крыму: XIX век / пер. с франц. Г. И. Беднарчика. Симферополь, 2014. С. 167–186. // Sudak Lui de. Imperatorskie rezidencii v Krymu // Sudak Lui de. Meli Fernan de. Rambo Al’fred. Francuzskie puteshestvenniki v Krymu: XIX vek / per. s franc. G. I. Bednarchika. Simferopol’, 2014. S. 167–186.
- Судак Луи де (Луи Алексис Бертрен). Путешествие по Крыму: Южный берег. Морской порт Феодосия / вступ. ст., подгот. текстов, коммент. Э. Б. Петровой; пер. в франц. Г. И. Беднарчика. Симферополь: 2021. 272 с. // Sudak Lui de (Lui Aleksis Bertren). Puteshestvie po Kry`mu: Yuzhny`j bereg. Morskoj port Feodosiya / vstup. st., podgot. tekstov, komment. E. B. Petrovoj; per. v francz. G. I. Bednarchika. Simferopol`: 2021. 272 s.
- Тихонов И. Л. Российские императоры и Херсонес // Imperium et Barbaricum: взаимодействие цивилизаций. Сб. ст. в честь 70-летия М. Казанского. Симферополь: Антиква, 2023. С. 289–299. // Tixonov I. L. Rossijskie imperatory i Xersones // Imperium et Barbaricum: vzaimodejstvie civilizacij. Sb. st. v chest` 70-letiya M. Kazanskogo. Simferopol`: Antikva, 2023. S. 289–299.
- Царское имение «Ливадия» в акварелях и фотодокументах / авторы-сост. Л. А. Тихонова, Л. И. Прокопова. Симферополь Н. Орiанда, 2021. 156 с. // Czarskoe imenie «Livadiya» v akvarelyax i fotodokumentax / avtory-sost. L. A. Tixonova, L. I. Prokopova. Simferopol` N. Orianda, 2021. 156 s.
- Чернуха И. В. Ливадия в акварелях Рудольфа Альта // Мир усадебной культуры: II Крымские междунар. чтения, 11–13 мая 2001 г., Алупка. Симферополь: Крымский архив, 2002. С. 121–126. // Chernuxa I. V. Livadiya v akvarelyax Rudol`fa Al`ta // Mir usadebnoj kul`tury`: II Krymskie mezhdunar. chteniya, 11–13 maya 2001 g., Alupka. Simferopol`: Krymskijarxiv, 2002. S. 121–126.
- Ялта / гл. ред. С. Б. Филимонов, ред. Л. А. Петрова. Симферополь: Издат. дом ЧерноморПРЕСС, 2006. 265 с. // Yalta / gl. red. S. B. Filimonov, red. L. A. Petrova. Simferopol`: Izdat. Dom ChernomorPRESS, 2006. 265 s.
- Lanson G. La famille impériale de Russie en 1886: Notes et souvenirs// La Revue Bleue. Paris, 1896.Т. V. №. 22. Part. 4. P.680–685.
- L. de S. [Soudak Louis de]. Aïvazovsky à Théodosie // Stamboul. Constantinople, 10 décembre 1895. P. 4.
- Александр III Александрович Романов (26 февраля (10 марта) 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург – 20 октября (1 ноября) 1894, Ливадийский дворец, Крым) – сын Александра II и его супруги Марии Александровны; император Всероссийский с 1 (13) марта 1881 по 20 октября (1 ноября) 1894 г. Коронация Александра III и его супруги Марии Фёдоровны (Мария София Фредерика Дагмар (Дагмара); 14 (26) ноября 1847, Дания – 13 октября 1928, Дания), дочь короля Дании Кристиана IX из династии Глюксбургов) состоялась 15 (27) мая 1883 г. в Успенском соборе Московского Кремля. ↑
- О пребывании Романовых в Крыму, в том числе Александра III и его семьи на Южном берегу Крыма, в Ливадии, см. например: [8; 10; 11; 19]. ↑
- Об этом событии сохранилось немало воспоминаний очевидцев. Вот что, например, рассказал в своих воспоминаниях о пребывании в Крыму с царской семьёй француз Гюстав Лансон (филолог и педагог, в течение некоторого времени являвшийся воспитателем и учителем французского языка детей Александра III): «6/18 мая. 9 часов утра. Начинается церемония открытия сухого дока. Церковная служба проходит в палатке, над которой возвышаются огромный остов большой казармы и памятник адмиралу Лазареву. Начинается ливень, но никто не обращает на это никакого внимания. Здесь присутствует весь Севастополь <…> После обеда проходит спуск на воду одного из самых крупных броненосцев – броненосца «Чесма» <…> Все поют «Отче наш» <…> Повсюду слышатся громкие возгласы морских офицеров, полные преданности и восторга» (перевод с франц. Г. И. Беднарчика) [27, p. 682]. ↑
- См. о нём: [22]. Бертрен, в частности, писал: «<…> наш неутомимый мэтр к началу нового года готовит в Санкт-Петербурге экспозицию своих новых произведений, выставку, вырученные средства от которой пойдут на возведение в Феодосии по инициативе художника памятника императору Александру III. Эта экспозиция как бы подведёт итог жизни и творчества великого мастера живописи» (перевод с франц. Г.И. Беднарчика) [28]. ↑
- 1895 г.; холст, масло; 212 х 708. Место хранения – Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского. ↑
- Там находилось имение московского купца, предпринимателя, мецената Александра Григорьевича Кузнецова. Церковь построена на его средства. ↑
- См. подробнее: [2; 3]. ↑
- Ныне домо́вый храм Св. благоверного Александра Невского (в Алупке) при Православном пансионате им. Святителя Луки Крымского. [См.: 12, с. 450–451.] ↑