ИКОНОГРАФИЯ ТЕТРОБОЛА ФЕОДОСИЙСКОЙ ЧЕКАНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АРЕСА И АФРОДИТЫ АРЕИ
ICONOGRAPHY OF THE TETROBOL OF THEODOSIAN COINAGE WITH THE IMAGE OF ARES AND APHRODITE ARES
JOURNAL: «SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE» Volume 10 (76), № 2, 2024
Publicationtext (PDF):Download
UDK: 902(652+0500): 0100(477.75)
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:
Gavrilov A. V., Institute of Archeology of Crimea RAS, Simferopol, Russian Federation
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.29039/2413-1741-2024-10-2-18-29
PAGES: from 18 to 29
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: South-Eastern Crimea, steppe zone, ancient settlements, the end of the V–IV centuries BC, Feodosia, Bosporus-Feodosian war, tetrobol, iconography of coins, Ares, Aphrodite Areia.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article presents new finds of Theodosian coins issued in 480-470 BC. The coins were found in ancient settlements of the steppe zone of Southeastern Crimea and are tetroboles with images of Ares on the obverse and Aphrodite Ares on the reverse. It is assumed that their release was associated with the victorious completion of the first stage of the Bosporan-Feodosian war, in which Theodosia, with the help of Heraclea of Pontus, defeated Bosporus. Given the religious beliefs of the time and the deceptive actions of navarch Tinnich, the Theodosians could associate this significant event with the divine help of Ares and Aphrodite. This was reflected in the iconography of the coins with the placement of marked mythological characters on them. The deities are represented with unusual hairstyles: Ares with long hair, Aphrodite with short hair, which indicated past military events. Both deities depicted on the tetrobol were part of the pantheon of the Feodosian polis.
В 2022 году на античном поселении феодосийской хоры «Терчек» наряду с другими монетами был найден серебряный тетробол феодосийской чеканки редкой сохранности (рис. 1; 2). Он весит 2,51 грамма, в круглое монетное поле полностью вошли изображения и надпись: Л.С. Голова Ареса во фракийском шлеме, обращенная на 3/4 влево. По бокам шлем был украшен рельефными волютовидными завитками. Гребень расположен поперек шлема, концы гребня и нащечники выделены по сторонам головы. У Ареса из-под шлема по обеим сторонам головы выбиваются пряди волос, их концы завиты мелкими кольцами. На щеках и сторонах чистого подбородка изображена, начинающая отрастать борода. О.С. ΘΕΟΔΟ. Голова богини в стефане, повернута влево, в ушах – серьги, волосы короткие.
Аналогичная монета найдена в 2023 году на античном поселении у села Пруды Кировского района Республики Крым (рис. 2. 2; табл. 1).
Ранее было известно несколько находок этой монеты, происходящих с поселений округи античной Феодосии [21, с. 510–511, рис. 1; 27, с. 396, табл. XI. 117; 4, с. 51, рис. 1]. На её аверсе, развивающиеся по сторонам головы изображенного божества волосы, исследователи отнесли к плюмажу шлема [21, 511, рис. 1].
Уже давно было обращено внимание на то, что изображение головы в шлеме на феодосийских монетах принадлежит античному богу войны – Аресу [6, с. 147; 25, с. 49]. Феодосийские монетарии изображали его как во фракийском шлеме, так и в повязке, что, возможно, символизировало военные победы и мирные периоды в жизни полиса. Это божество представлено безбородым на монетах среднего номинала и бородатым на знаках старшего номинала [27, с. 94].
Нужно отметить, что культ Ареса имел фракийское происхождение, согласно мифу это божество в Троянской войне вместе с Афродитой были на стороне фракийцев и помогали им. При этом Арес принимал облик предводителя фракийцев [Гомер, V, 461]. Племена фракийцев были многочисленны, обитали как в европейской части Ойкумены, так и в Азии, в каждой местности они носили особые названия, имели одинаковые обычаи и пантеон [Herod., V, 3, 7]. В частности, к фракийцам Страбон относил и мариндинов, проживавших на хоре Гераклеи Понтийской [Strab, VII, III, 2]. Территория Вифинии, где была расположена Гераклея и её хора, занятая этими племенами также называлась Фракией [Xen, VI, IV, 1, 2, 17]. Похоже, фракизированное население уже со времени поздней бронзы – раннего железа обитало как в Северном Причерноморье, Таврике, так и в округе Феодосии [3, с. 119–121; 5, с. 45]. Фракийцы со времени азиатских походов контактировали со скифами, а позже смешались с ними, о чем упоминает Аполлоний Родосский и Страбон [Apol. Rhod.,IV, 320; Strab., VII, III, 2].
В Гераклее, как мегарской колонии, главенствующие политические и экономические позиции занимал олигархический дорийский этнический элемент, что, по-видимому, нашло отражение в религиозных верованиях и пантеоне этого полиса [20, с. 36; 28, с. 132]. В этих верованиях отразились черты воинственности, которые были присущи как дорийцам, так и фракийцам, и проявились в их приверженности к культам Ареса и Афродиты-Ареи – двум божествам, связанным с войной. Возможно, что активное участие Гераклеи Понтийской в боспоро-феодосийской войне на стороне Феодосии было также обусловлено близкими отношениями полисных общин, сложившимися еще в период колонизации греками Юго-Восточного Крыма [26, с. 177]. Эти отношения могли также повлиять на пантеон феодосийского полиса и привести к включению в его состав этих двух божеств в качестве покровителей и защитников города, что, соответственно, нашло отражение в феодосийской монетной иконографии.
Изображение головы Ареса на античных монетах в таком необычном трехчетвертном ракурсе в шлеме с отогнутыми нащечниками и длинными волосами встречается очень редко[1] и, безусловно, связано с каким-то важным событием в жизни полиса, которым, очевидно, являлось победное окончание сравнительно долгой войны, завершившейся в первые годы правления Левкона I, очевидно, – в середине 80-х годов IV в. до н. э. [30, с. 13, 21]. Нужно отметить, что на монетных выпусках шестой серии (тригемидрахма и драхма), вышедшей в эти же годы, букраний изображен с тениями (рис. 2. 5) [ср.: 27, с. 318, табл. X, 108, 109]. Повязки (тении) являлись наградой отличившимся участникам войны и обычно посвящались воинами в храм богам-помощникам [Plut., Timol., 8]. В целом, повязка, изображенная на букрании феодосийских монет, по-видимому, также символизировала эту достопамятную победу.
Шлем с гребнем был на вооружении у воинов многих полисов и этносов, в частности – спартанцев. Поперечный гребень на нем, видимо, отличал более высокий, командный ранг владельца и при этом, возможно, имел определенную яркую окраску. Например, в римской армии он являлся отличительным признаком центуриона, выделяя его из общей массы воинов.
На данной монете этот шлем имеет выделенный стрельчатый рельеф в лобной части, как, например, у коринфского шлема из Тиранского археологического музея (Албания) или на бюсте Перикла, хранящемся в музее Ватикана. Изображенный на монете шлем, однако, не имеет забрала и наносника, как это наблюдается у иллирийских образцов, а подвесные на шарнирах нащечники переданы отогнутыми в стороны, открывая лицо божества, что, очевидно, указывает на окончание боевых действий.
Рис. 1. Местонахождение античных поселений, на которых были найдены тетроболы феодосийской чеканки: 1 – «Терчек»; 2 – «Пруды»; 3 – «Береговое III».
Рис. 2. Монеты феодосийской чеканки. Тетроболы: 1- Терчек, 2 — Пруды, 3 – Береговое III; 4 – гемидрахма; 5 – тригемидрахма.
В данном случае, изображенный на монете шлем имеет оформление и детали, присущие коринфскому, иллирийскому и фракийскому шлемам. У него открыта лицевая часть, есть поперечный гребень, с боков он оформлен декоративными рельефными волютами, как это хорошо видно на тригемидрахме и драхме феодосийской чеканки [ср.: 27, с. 395, табл. X. 108, 109] (рис. 2. 4, 5). Данное сочетание элементов шлема делало изображение Ареса узнаваемым и понятным большинству пользователей денежного знака. Нужно отметить, что находки переделанных коринфских шлемов, в которых присутствуют иллирийские и фракийские элементы, отмечены в материалах скифских погребений начала V в. до н. э. из Юго-Восточного Крыма [17, с. 318]. Такая переделка улучшала обзорность и соответственно боевые качества этого защитного доспеха.
На оборотной стороне тетробола изображен женский персонаж в стефане, с серьгами, с короткими волосами и подстриженной челкой, опущенной до середины лба (рис. 2. 1–3). Эта прическа была характерна для V в. до н. э. и обычно, дополнялась стефаной, которая скрепляла и поддерживала волосы [24, с. 42]. Короткая прическа была более присуща воину, что вызывалось практическими соображениями и, с другой стороны, – указывает на неординарную обстановку и особый статус богини.
Хорошо просматривается форма серег, эти украшения были распространены в классический период античной эпохи и нередко изображались в качестве атрибутов на монетах [см. например: 2, с. 102, 104, №№ 631, 642]. Исходя из представленных элементов, помещенных на реверс тетробола, можно предположить, что данный персонаж – это богиня Афродита Арея (Воительница), помощь которой, по мнению феодосийских монетариев, способствовала победному завершению боспоро-феодосийской войны.
Арея – такая редкая эпиклеса Афродиты была известна в античном миренаряду с другими многочисленными ипостасями этой богини [19, с. 220]. В дорийской колонии Херсонес существовал аналогичный культ женского божества Девы-Партенос – покровительницы и защитницы полиса в трудных и опасных для него моментах истории [18, с. 165; 9, с. 207]. В монетной иконографии античного Херсонеса эта богиня в ряде случаев также представлена с короткими волосами в стефане и с серьгами [ср.: 2, № 631; 27, с. 153, табл. XVIII, № 193]. Примечательно, что херсонесские денежные знаки относятся к тому же периоду, что и феодосийские монеты с изображением Афины Ареи – 380–370-е гг. до н. э., при этом атрибутика Девы (стефанаи серьги) такая же [1, с. 135, №№ 33, 34; 2, 2011, №№ 630, 631, 642, 643; 18, с. 112; 119]. Появление в монетной иконографии Херсонеса и Феодосии двух богинь со сходным обликом, атрибутами и близкими функциями может указывать на наличие в этих полисах влиятельных кругов с совпадавшими интересами и одинаково находившихся в политической, экономической и культурной орбите Гераклеи Понтийской [20, с. 54]. Это могли быть люди, имевшие тесные связи с гераклейской знатью, которая была заинтересована в выведении колоний, освоении новых рынков сбыта вина и развитии хлебной торговли. Возможно, эти отношения были не только экономическими, но и родственными.
Афродита Арея была одной из почитаемых спартанцами богинь, которой была присуща воинская доблесть и обычно изображалась с копьем [14, 28, с. 334], как, например, это можно видеть по римской копии I в. н. э. из Эпидавра[2]. Греческий оригинал этой скульптуры, возможно, был изваян Поликлетом Младшим в честь победы спартанцев при Эгоспотамах в 405 г. до н. э. и установлен в Амиклах (в 3 км южнее Спарты) под большим медным треножником. Очевидно, в представлениях спартанцев эта победа связывалась с помощью Афродиты Ареи. Статуи этой богини были также найдены в Спарте, Аргосе, Коринфе, Кифере, Тарасе. Как пример, может служить римская копияпервой четверти II в. н. э.статуи Афродиты (Венеры) из Капуи, хранящаяся в Национальном музее Неаполя, где наблюдается похожая атрибутика. Так, из сообщений античных историков известно, что в коринфском храме Афродиты находилась её вооруженная статуя [Paus. I. 8, 4], в афинском – были установлены две статуи этой богини, которые, по-видимому, отличались друг от друга. Павсаний сообщает, что храмы Афродиты были в Спарте, Эпидавре и других городах Эллады [Paus., III. 17, 5].
Известны храмы Афродиты и в античных городах Северного Причерноморья, в частности, на Боспоре находилось, почитаемое многими полисами святилище Афродиты Апатуры, эпиклеса которой по одной из версий восходит к слову «обман», т. е. обманные действия были присущи этой богине [22, с. 86]. Согласно Страбону, в боспорской версии одного из храмовых мифов о борьбе богов и гигантов, Афродита путем обмана завлекала гигантов в пещеру, а затем передавала их на расправу Гераклу, что обеспечило богам победу [Strab., XI, II, 10]. Вообще, в древнегреческой мифологии боги часто принимали участие в деяниях смертных, их помощь или противодействие не раз оказывали решающее влияние на ход сражений и вели к победному завершению конфликтов [8, с. 403, 410].
Обманные действия, принесшие победу феодосийцам и гераклеотам, происходили во время боспоро-феодосийской войны, когда гераклейский флот под руководством наварха Тинниха с целью создания впечатления о множестве боевых кораблей, подошедших на помощь осажденному городу, применил многочисленную звуковую сигнализацию, что и обеспечило победу [Pol., V, 23; 44, 1; VI, 9, 3, 4]. Учитывая религиозные воззрения того времени, феодосийцы могли связать это знаменательное событие с божественной помощью Афродиты-Обмащицы и отразить это в монетной иконографии полиса. В глазах феодосийских греков такой помощью могла явиться эпифания божества, часто происходившая во время военных действий, в условиях повышенной опасности и экзальтации участников. Подобный случай был описан херсонесским историком Сириском и, возможно, также нашел отражение в монетной иконографии [18, с. 136].
Изменение в легенде монеты, очевидно, отразило новое наименование города, данное ему после включения в состав Боспорского царства. Об этом сообщает Ульпиан в схолии к речи Демосфена против Лептина: название городу дано по имени сестры или жены, очевидно, царя ЛевконаI [11, с. 153] (отмеченный Ульпианом женский персонаж, мог быть одновременно тем и другим, как это бытовало в царствующих домах Персии и Египта). Такое же написание легенды на лицевой стороне помещается на монетных выпусках полиса 6-й, 7-й и 8-й серии, чеканенных с 392 по 385 гг. до н. э. [ср.: 27, с. 395–396, 318–319, табл. X–XI. 108–117]. Известно, что жена боспорского царя была главной жрицей в храме Афродиты Апатуры, поэтому переименование города (Феодеос на Феодосию), связанное с её именем, дополнительно освящалось изображением богини и новым, измененным названием на денежном знаке полиса.
На состояние причесок неоднократно обращают внимание древние авторы в своих произведениях [Herod., IV, 34, 175, 180,191]. Судя по сообщениям древних авторов, отношение к ним сильно менялось в зависимости от времени, этноса и конкретной ситуации. Так, в «Илиаде» Феб-Аполлон назван «не стригущим волос», т. е. носил длинные волосы, что отразилось в его скульптурных изображениях [Гомер, XX, 39]. Геродот сообщает, что завоеватели Милета – персы были «косматыми» (κομήται), т.е. носили длинные волосы [Herod.,VI, 19]. Но длинные волосы, вероятно, носили и сами милетцы, поскольку после взятия Сибарисакротонцами все мужчины-милетцы в знак траура «обстригли головы» (ἀπεκείραντο τὰς κεφαλὰς) [Herod., VI, 21]. После победы в битве за пограничную область Фирею в 544 г. до н. э. спартанцы стали носить длинные волосы, хотя до этого предпочитали короткие. Аргосцы же, напротив, решили носить короткие волосы до тех пор, пока не отвоюют Фирею. Известно также, что, например, у спартанцев существовал запрет на стрижку волос во время войны, поэтому на надгробных стелах афинян, погибших во время Пелопонесской войны, поверженные спартанцы всегда изображены с длинными волосами [Herod., I, 82].
Плутарх сообщает, что некоторые скульптуры спартанских полководцев в храмах по старинному обычаю изображались с длинными волосами и бородой, поскольку законодатель Ликург признавал это благородным и красивым [Plut., Lis., 1]. Кроме этого он предположил, что спартанцы решили носить длинные волосы, ужаснувшись внешнему виду бакхиадов с обритыми головами. Плутарх повествует, что Демосфен обрил половину головы, чтобы не было соблазна выходить на улицу во время добровольной самоизоляции [Plut., Dem. 7]. Носить короткие волосы и брить бороды рекомендовалось всем воинам, чтобы в бою противник не смог ухватить за них. Например, такие распоряжения отдавал своим бойцам Александр Македонский [Plut., Thes. 5].
В целом, иконография сторон данной монеты построена на противопоставлении причесок двух мифологических персонажей: Ареса с длинными волосами и Афродиты Ареи – с короткими. Именно разница в прическах божеств вызывала у пользователя ассоциацию с военными событиями, произошедшими в недавние годы, победа и мир в которых, по мнению разработчиков иконографии этого денежного знака, состоялись благодаря помощи этих божеств. На аверсе монеты Арес изображен с подчеркнуто длинными волосами и начинающей отрастать бородой. По-видимому, такой его облик был обусловлен тем, что во время войны ему, как божественному стороннику феодосийцев, нельзя было приводить в порядок свою прическу. Обращает на себя внимание, что концы волос у Ареса завиты мелкими кольцеобразными локонами на самых концах, как,например, на бороде этого же божества, изображенной на феодосийской тригемидрахме [ср.: 27, с. 395, табл. X. 108] (рис. 2. 5), что, по-видимому, отражает моду конца V в. до н. э., известную резчику штемпеля [24, с. 40]. Запрет на стрижку волос у мужчин[3] и укорачивание их у женщин[4] во время трагических и смертоносных событий, очевидно, также был освящен традицией, имевшей мифологические корни. Известно, например, что во время траура, часто случавшегося во время войн, женщины-эллинки коротко подстригали волосы [Эврипид, Орест, строки: 96, 114, 128]. О том, что волосы обрезали в знак печали, пишет Страбон [Strab., XII, II, 3]. Можно полагать, что сходных традиций, придерживалось также население Феодосии и её правящий слой, а изображение двух божеств – Ареса и Афродиты способствовало пропаганде двух главных культов полиса, их утверждению в общественном сознании в статусе покровителей и защитников полиса [13, с.140, 144].
1. Анохин В. А. Монетное дело Херсонеса (IV в. до н. э. − XII в. н. э.) / В. А. Анохин. − Киев: Наукова думка, 1977. – 175 с.
Anokhin V. A. Monetnoe delo Khersonesa (IV v. do n. e. − XII v. n. e.) / V. A. Anokhin. − Kiev: Naukova dumka, 1977. – 175 s.
2. Анохин В. А. Античные монеты Северного Причерноморья: Каталог / В. А. Анохин. − Киев, 2011. – 325 с.
Anokhin V. A. Antichnye monety Severnogo Prichernomor’ya: Katalog / V. A. Anokhin. − Kiev, 2011. – 325 s.
3. Гаврилов А. В. Округа античной Феодосии / А. В. Гаврилов. – Симферополь: Азбука, 2004. – 368 с.
Gavrilov A. V. Okruga antichnoy Feodosii / A. V. Gavrilov. – Simferopol’: Azbuka, 2004. – 368 s.
4. Гаврилов А. В. Редкая монета античной Феодосии / А. В. Гаврилов // ПриPONTийский меняла: деньги местного рынка. VII международный нумизматический симпозиум (Судак, 21–25. 09.2020): матер. науч. конф.– Симферополь: Колорит, 2020. – С. 51−54.
Gavrilov A. V. Redkaya moneta antichnoy Feodosii / A. V. Gavrilov // PriPONTiyskiy menyala: den’gi mestnogo rinka. VII mezhdunarodniy numizmaticheskiy simpozium (Sudak, 21–25.09.2020). Materialy nauchnoy konferentsii. Simferopol’: Kolorit, 2020. – S. 51−54.
5. Гаврилов А. В. Ореховка 2 – поселение времени поздней бронзы в присивашской степи Юго-Восточного Крыма / А. В. Гаврилов // История и археология Крыма.. – Симферополь: Ариал, 2022. – Вып. XVI.– С. 38–64.
Gavrilov A. V. Orekhovka 2 – poselenie vremeni pozdney bronzy v prisivashskoy stepi Yugo-Vostochnogo Kryma / A. V. Gavrilov // Istoriya i arkheologiya Kryma.– Simferopol’: Arial, 2022.– Vyp. XVI. – S. 38–64.
6. Гаврилов А. В. Арес на монетах Феодосии / А. В. Гаврилов, И. В. Шонов // Боспорский феномен: искусство на периферии античного мира. – СПб.: Нестор – История, 2009. – С. 147–152.
Gavrilov A. V. Ares na monetakh Feodosii / A. V. Gavrilov, I. V. Shonov // Bosporskiy fenomen: iskusstvo na periferii antichnogo mira. – SPb.: Nestor – Istoriya, 2009. – S. 147–152.
7. Геродот. История в девяти книгах / Геродот; пер. с греч. Г. А. Стратановского. – Л.: Наука, 1972. – 600 с.
Gerodot. Istoriya v devyati knigakh / Gerodot; per. s grech. G. A. Stratanovskogo. – L.: Nauka. – 1972. – 600 s.
8. Зайцев А. И. Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера / А. И. Зайцев // Гомер. Илиада / Гомер; пер. Н. И. Гнедича. – СПб.: Наука, 2008. – С. 395–416.
Zaitsev A. I. Drevnegrecheskiy geroicheskiy epos i «Iliada» Gomera / A. I. Zaitsev // Gomer. Iliada / Gomer; per. N. I. Gnedicha. – SPb.: Nauka, 2008. – S. 395–416.
9. Зубарь В. М. Партенос – верховная богиня Херсонеса / В. М. Зубарь // Старожитності Степового Причорномор´я і Криму. –Запоріжжя: Запорізький національний університет, 2005. − Т. 12. – С. 202−219.
Zubar’ V. M. Partenos – verkhovnaya boginya Khersonesa / V. M. Zubar’ // Starozhitnostі Stepovogo Prichornomor´ya і Krimu. –Zaporіzhzhya: Zaporіz’kiy natsіonal’niy unіversitet, 2005. – T. 12. – S. 202–219.
10. Ксенофонт. Анабазис / Ксенофонт; пер. М. И. Максимовой. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. – 287 с.
Ksenofont. Anabazis / Ksenofont; per. M. I. Maksimovoy. – M.; L.: AN SSSR, 1951. – 287 s.
11. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вып. 3; 4. – СПб.: Фарн, 1993. – Т. 2. – 207 с.
Latyshev V. V. Izvestiya drevnikh pisateley o Skifii i Kavkaze. Vyp. 3; 4. – SPb.: Farn, 1993. – T. 2. – 207 s.
12. Павсаний. Описание Эллады / Павсаний; пер. С. П. Кондратьева. – СПб.: Алетейя, 1996. – 174 с.
Pavsaniy. Opisanie Ellady / Pavsaniy; per. S. P. Kondrat’eva. – SPb.: Aleteya, 1996. – 174 s.
13. Петрова Э. Б. Античная Феодосия: история и культура / Э. Б. Петрова. − Симферополь: СОНАТ, 2000. − 263 с.
Petrova E. B. Antichnaya Feodosiya. Istoriya i kul’tura / E. B. Petrova. – Simferopol’: SONAT, 2000. – 263 s.
14. Плутарх. Застольные беседы / Плутарх; пер. Н. М. Боровского, М. Н. Ботвиника. – Л.: Наука, 1990. – 592 с.
Plutarkh. Zastol’nye besedy / Plutarkh; per. N. M. Borovskogo, M. N. Botvinika. – L.: Nauka, 1990. – 592 s.
15. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах / Плутарх; пер. С. П. Маркиша. – М.: Наука, 1994. – 702 с.
Plutarkh. Sravnitel’nye zhizneopisaniya v dvukh tomakh / Plutarkh; per. S. P. Markisha. – M.: Nauka, 1994. – 702 s.
16. Плутарх. Моралии: сочинения. Древние обычаи спартанцев / Плутарх; пер. с греч. М. Н. Ботвиника. – М.: ЗАО ЭКСМО-пресс, 1999. – 1120 с.
Plutarkh. Moralii: sochineniya. Drevnie obychai spartantsev / Plutarkh; per. s grech. M. N. Botvinika. – M.: ZAO EKSMO-press, 1999. – 1120 s.
17. Полин С. В. Скифское погребение в кургане у с. Надежда в Крыму / С. В. Полин, С. Г. Колтухов // Война и военное дело в скифо-сарматском мире. Материалы международной научной конференции, посвященной памяти А. И. Мелюковой (с. Кагальник, 26–29 апр. 2014 г.). − Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2014. – С. 310–328.
Polin S. V. Skifskoe pogrebenie v kurgane u s. Nadezhda v Krymu / S. V. Polin, S. G. Koltukhov // Voina I voennoe delo v skifo-sarmatskom mire. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy pamyati A. I. Melyukovoy (s. Kagal’nik, 26–29 apr. 2014 g.). – Rostov-na-Donu: YUNTS RAN, 2014. – S. 310–328.
18. Русяева А. С., Русяева М. В. Верховная богиня античной Таврики / А. С. Русяева, М. В. Русяева. − Киев, 1999. − 208 с.
Rusyaeva A. S., Rusyaeva M. V. Verkhovnaya boginya antichnoy Tavriki / A. S. Rusyaeva, M. V. Rusyaeva. − Kiev, 1999. − 208 s.
19. Самойлова Т. Л. Культ Афродиты и её иконография в Тире доримского периода / Т. Л. Самойлова // Старожитності Степового Причорномор´я і Криму. – Запоріжжя: Запорізький національний університет, 2005. – Т. 12. − С. 220−229.
Samoylova T. L. Kul’t Afrodity i ee ikonografiya v Tire dorimskogo perioda / T. L. Samoylova // Starozhitnostі Stepovogo Prichornomor´ya і Krimu.– Zaporіzhzhya: Zaporіz’kiy natsіonal’niy unіversitet, 2005. – T. 12. – S. 220–229.
20. Сапрыкин С. Ю. Гераклея Понтийская и Херсонес Таврический. Взаимоотношения метрополии и колонии в VI − I вв. до н. э. / С. Ю. Сапрыкин. − М.: Наука, 1986. − 247 с.
Saprykin S. YU. Gerakleya Pontiiskaya i Khersones Tavricheskiy. Vzaimootnosheniya metropolii i kolonii v VI − I vv. do n. e. / S.Yu. Saprykin. − M.: Nauka, 1986. − 247 s.
21. Сидоренко В. А. К типологии монетной чеканки античной Феодосии / В. А. Сидоренко, И. В. Шонов // МАИЭТ, 2009. – Вып. 15. – С. 501–524.
Sidorenko V. A. K tipologii monetnoy chekanki antichnoy Feodosii / V. A. Sidorenko, I. V. Shonov // MAIET, 2009. – Vyp. 15. – S. 501–524.
22. Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье / М. В. Скржинская. – СПб.: Алетейя, 2010. – 464 с.
Skrzhinskaya M. V. Drevnegrecheskie prazdniki v Ellade I Severnom Prichernomor’e / M. V. Skrzhinskaya. – SPb.: Aleteiya, 2010. – 464 s.
23. Страбон. География в 17 книгах / Страбон; пер. с греч. Г. А. Стратановского. − Л.: Наука, 1964. – 943 с.
Strabon. Geografiya v 17 knigakh / Strabon; per. s grech. G. A. Stratanovskogo. – L.: Nauka, 1964. – 943 s.
24. Сыромятникова И. С. История прически / И. С. Сыромятникова. − М.: РИПОЛКЛАССИК, 2002. − 288 с.
Syromyatnikova I. S. Istoriya pricheski / I. S. Syromyatnikova. − M.: RIPOLKLASSIK, 2002. − 288 s.
25. Тункина И. В. Открытие Феодосии / И. В. Тункина. − Киев: Болеро, 2011. – 237 с.
Tunkina I. V. Otkrytie Feodosii / I. V. Tunkina. − Kiev: Bolero, 2011. – 237 s.
26. Шелов Д. Б. Феодосия, Гераклея и Спартокиды / Д. Б. Шелов // ВДИ.– 1950. – № 3. – С. 168–178.
Shelov D. B. Feodosiya, Gerakleya i Spartokidy / D. B. Shelov // VDI.– 1950. – № 3. – S. 168–178.
27. Шонов И. В. Монетная чеканка правителей Боспора VI – I вв. до н. э. / И. В. Шонов. – Симферополь: ИТ Ариал, 2019. – 476 с.
Shonov I. V. Monetnaya chekanka praviteley Bospora VI – I vv. do n. e. / I. V. Shonov. – Simferopol’: IT Arial, 2019. – 476 s.
28. Фролов Э. Д. Тирания в Гераклее Понтийской / Э. Д. Фролов // АМА. – 1974. – Вып. 2. – С. 114–139.
Frolov E. D. Tiraniya v Geraklee Pontiiskoy / E. D. Frolov // AMA. – 1974. – Vyp. 2. – S. 114–139.
29. Эврипид. Орест / Эврипид // Трагедии; пер. с греч. И. Ф. Анненского. − М.: Наука Ладомир. − Т. 2, 1999.
Evripid. Orest / Evripid // Tragedii; per. s grech. I. F. Annenskogo. − M.: Nauka Ladomir. − T. 2, 1999.
30. Яйленко В. П. Тысячелетний рейх. История и эпиграфика Боспора VI в. до н. э. – V в. н. э. / В. П. Яйленко. − М.: Гриф и К, 2010. − 740 с.
Yaylenko V. P. Tysyacheletniy reikh. Istoriya i ehpigrafika Bospora VI v. do n. e. − V v. n. e. / V. P. Yaylenko. − M.: Grif i K, 2010. − 740 s.
-
На херсонесском октоболе голова Девы также расположена в трехчетвертном ракурсе [ср.: 2, с. 104, №№ 651, 652]. ↑
-
Найдена в 1886 г. в святилище Асклепия в Эпидавре. Хранится в национальном археологическом музее Афин под № 262. ↑
-
У современных понтийских греков-мужчин также существует традиция не бриться и не стричься определенное время после смерти кого-либо из родственников или близких – А.Г. ↑
-
Из более близкого к нам примера, связанного с Жанной д`Арк (1412–1431 гг.), известно, что ей, как посланнице Бога были голоса, советовавшие в ряду прочего, остричь волосы, что и было сделано. Короткая прическа Орлеанской Девы резко контрастировала с обычным обликом девушки того времени и указывала на её статус Девы-Воительницы. Похоже, эта средневековая традиция имела глубокие корни и восходила к мифологии античной эпохи. ↑