СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КРЫМА В КОНЦЕ 20-Х – НАЧАЛЕ 30-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
THE FORMATION OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CRIMEA IN THE LATE 20S – EARLY 30S OF THE TWENTIETH CENTURY
JOURNAL: «SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE» Volume 10 (76), № 1, 2024
Publicationtext (PDF):Download
UDK: 796.011.3
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:
Mutiyev A. V., V. I. Vernadsky Crimean Federal University named, Simferopol, Russian Federation
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.29039/2413-1741-2024-10-1-14-22
PAGES: from 14 to 22
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: M. V. Frunze Crimean Pedagogical Institute, I. V. Stalin Crimean Medical Institute, Supreme Council of Physical Culture of Crimea, physical education
ABSTRACT (ENGLISH):
Based on the analysis of previously unexplored archival documents, the organizational features of the formation of physical education in higher educational institutions of the Crimea in the late 20s – early 30s of the twentieth century are considered. The article scrutinizes the activities of the Supreme Council of Physical Culture of the Crimea to ensure full coverage of physical education of students in educational institutions of the Crimea and the introduction of physical culture as a compulsory subject in the curricula of Crimean higher educational institutions. Since 1927, the Supreme Council of Physical Culture of Crimea has been actively attracting the attention of Soviet educational authorities to the problems of the lack of compulsory physical education in the curricula of Crimean institutes. His main efforts are aimed at solving the issues of staffing physical education of students. To do this, graduates of physical education universities of the USSR were sent to teach at institutes. By 1932, conditions were created for the organization of physical education departments in Crimean higher educational institutions.
Проведение ретроспективного анализа развития высших учебных заведений Крыма, начиная от создания Таврического университета в 1918 г., с выявлением особенностей их развития в кризисных и посткризисных ситуациях, оставаться актуальным и в сегодняшних условиях, продолжая служить предметом специального исследования в научных трудах и монографиях [1–6]. Библиотеку крымоведа постоянно пополняют также работы, посвященные становлению отдельных факультетов крымских вузов, их научных школ и направлений, деятельности выдающихся педагогов [7–13]. В то же время становление системы физического воспитания как одной из важнейших частей образования студентов в крымских вузах представлена лишь фрагментарно.
Необходимость восполнения сведений о постановке физического воспитания в высших учебных заведениях Крыма обусловила цель данной работы: рассмотреть организационные особенности введения физического воспитания в высших учебных заведениях Крыма в конце 20-х – начале 30-гг. ХХ в. Были использованы общетеоретические и общеисторические методы исследования. Базу источников исследования составила делопроизводственная документация Высшего совета физической культуры Крыма из фондов Государственного архива Республики Крым (ГАРК).
Физическая культура в 20–30-е гг. ХХ в. становится неотъемлемой частью политики аккультурации населения, активно проводимой большевистским правительством. Она была призвана служить достижению таких целей, как распространение здорового образа жизни, милитаризация общества, продвижение идеи гендерного равноправия и усиления борьбы с «буржуазными пережитками». Физическая культура и спорт для советских студентов должны были стать по-настоящему массовой повседневной практикой, что потребовало комплексной пропагандистской работы. Однако реализация поставленных целей сопровождалась массой трудностей: отсутствием спортивных объектов, организационной неразберихой, нехваткой необходимых педагогических и финансовых ресурсов [14].
С самого момента основания Таврического университета как первого учебного заведения в Крыму в 1918 г. и до конца 20-х гг ХХ в. преподавания дисциплин, связанных с физическим воспитанием либо направленных на улучшение физического развития студентов, в учебных планах вузов Крыма не было. Предпосылкой к возникновению вузовского физического воспитания послужило выступление М. И. Калинина в 1926 году на Всероссийском ректорском совещании, где он говорил о том, что «наши вузы должны следить, чтобы параллельно учебе шло физическое укрепление учащихся». После этого физическое воспитание стали вводить в высших и средних учебных заведениях там, где для этого имелись условия [15]. При этом Наркомпрос РСФСР, которому были подчинены крымские вузы, не давал никаких четких директив по поводу введения физической культуры в их работу. На это было указано, как на один из недостатков физкультурной работы в Крыму на Первом Всекрымском съезде преподавателей физической культуры в г. Симферополе 29 декабря 1927 г. [16, л. 8]. Сложности введения физического воспитания как обязательной дисциплины были связаны с рядом факторов: острой нехваткой средств, практически полным отсутствием кадров со специальным физкультурным образованием, недостаточной обеспеченностью спортивными сооружениями и инвентарем.
Высший совет физической культуры (ВСФК) Крыма регулярно привлекал внимание общественности и вышестоящих организаций к проблемам улучшения работы по физической культуре в крымских вузах. Так, в резолюции Весеннего пленума научно-технического комитета ВСФК Крыма, состоявшегося 29–30 марта 1928 г., на основании доклада доктора Макарова «Сравнительные данные физразвития школьников, допризывников, студентов, взрослых рабочих и физкультурников Крыма», содержались следующие пункты: «… 5. Обратить внимание Наркомпроса РСФСР на крайне ненормальное явление что в Крымских ВУЗах и Техникумах отсутствуют уроки физической культуры и в особенности на Педфаке, где необходимо ввести физкультуру как обязательный предмет, включая и методику. 6. Желательно учреждение на Педфаке кафедры физической культуры» [16, л. 54].
В этот период в планах Крымского гос. педагогического института имени М. В. Фрунзе не были отдельно выделены часы на физическую культуру, однако следует отметить, что будущим учителям давались специальные знания по физическому воспитанию учащихся. Об этом свидетельствует то, что в дипломах об образовании, выдававшимся выпускникам Крымского государственного педагогического института имени М. В. Фрунзе в 1929 году, был записан «Практикум по физическому воспитанию» [1, с. 89]. По всей видимости преподавание этого практикума осуществлял доцент В. М. Белоус, который являлся членом научно-технического комитета ВСФК Крыма.
Переломным в деле становления физического воспитания студентов стал выход постановления Совнаркома РСФСР от 19 июля 1929 г. «По докладу Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР о результатах обследования постановки физического образования в РСФСР». Преподавание физической культуры в высших учебных заведениях провозглашалось обязательным. Было указано, что «физическая культура является могучим средством оздоровления широких рабоче-крестьянских масс и подготовки их к труду и обороне страны», Совет народных комиссаров постановил «ввести физическое воспитание в качестве обязательного предмета в курс всех учебных заведений и поручить Народному комиссариату просвещения РСФСР разработать и преподать на места учебные планы и программы преподавания указанного предмета для всех типов учебных заведений, а также установить сроки его введения в программу по отдельным группам учебных заведений». Также указывалось, что должности руководителей физической подготовки в высших учебных заведениях «должны заниматься исключительно лицами, получившими соответствующее специальное высшее образование» [14, с. 22–23]. Этот пункт стал одной из основных проблем введения физической культуры как обязательного предмета в планы работы вузов, поскольку таких специалистов выпускали лишь два учебных заведения в стране – Государственный центральный институт физической культуры (ГЦИФК) и Государственный институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта (ГИФК) и количества выпускников было явно недостаточно для обеспечения кадрового запроса в масштабах СССР. Еще в 1928 г., в соответствии с распоряжением ВСФК РСФСР, было введено плановое распределение на работу выпускников физкультурных учебных заведений [17, с. 82], что было призвано обеспечить наличие работников с высшей квалификацией в регионах республики, в том числе для преподавания физической культуры в высших учебных заведениях. 1 апреля 1930 г. вышло постановление Президиума Центрального исполнительного комитета СССР «Об учреждении Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР», где указывалось, что реконструктивный период выдвигает потребность в широком развертывании физической культуры, для чего необходимо в качестве первостепенной задачи рассматривать подготовку преподавательских кадров. Для решения кадровых вопросов и распределения выпускников физкультурных вузов и техникумов при ВСФК СССР был создан Сектор кадровой работы, который за 6 месяцев до выпуска оформлял предварительные отзывы-характеристики выпускников, собирал заявки от Советов физической культуры на требуемых работников, следил за условиями труда, использованием посылаемых специалистов по назначению, а также согласовывал изменения мест их работы [18, л. 1 об.].
Введение преподавания физической культуры в Крыму, по всей видимости, началось с января 1930 г., когда сюда были направлены первые работники из числа оканчивающих в текущем году институты физической культуры выпускников. Так, на основании отношения ВСФК РСФСР № 14237 об использовании в Крыму инструктора физической культуры Дьячкова, Президиум ВСФК Крыма (протокол № 1 от 3 января 1930 г.) постановил: «Использовать т[оварища] Дьячкова на работе инструктором-организатором ВСФК и инструктором физической культуры Пед[агогического] Института» [19, л. 39]. В ВСФК РСФСР был дан ответ телеграммой: «Приезд Дьячкова подтверждаем. Ставка пединститута 158 руб. /Михайлов/» [20, л. 48]. По всей видимости Дьячков стал первым штатным преподавателем по физической культуре в Крымском педагогическом институте имени М. В. Фрунзе. Несомненно, одного преподавателя было недостаточно для охвата физическим воспитанием всего контингента института, составлявшего в 1930 г. 654 человек [1, с. 88], поэтому преподавание физической культуры вплоть до конца 1931 г. шло с нарушениями постановлений правительства. Об этом 26 февраля 1931 г. ВСФК Крыма оповестил Народного комиссара просвещения Крыма Али Асанова письмом, в котором отмечалось: «… введение физического воспитания в планы всех учебных заведений деректировано СНК РСФСР от 19.08.1929 г. Между тем Крымский Пединститут выполнил эти постановления в недостаточной степени. Постановление Наркома обязывает включить физическую культуру в план своей работы по 3 часа в декаду в течение 3 основных лет обучения, включая физкультуру в сетку расписания 1-м часом в середине учебного дня в целях достижения эффективности упражнений и использования их как разрядки после умственной работы. Далее распоряжение тов[арища] Бубнова говорит: «ответственные преподаватели Вузов должны быть введены в штаты на должности доцентов, все рядовые преподаватели по должности ассистентов, с числом в зависимости от числа часов». Крымский пединститут не выполняет этого постановления правительства, а именно на 1 курсе вводит физическую культуру вне сетки часов, на 2-м вместо 3 часов включает только 2» [21, л. 7]. Учитывая плохое состояние здоровья студентов, среди которых 70% относилось ко 2-й группе здоровья и 5% к 3-й, ВСФК Крыма просил навести порядок в этом вопросе.
Партийные и советские органы Крыма принимали активное участие в решении поставленных вопросов. В постановляющей части протокола «Объединенного партийного совещания по физической культуре при объединенном комитете ВКП(б) Крыма» от 15 июля 1930 г. значилось: «Произвести полный охват физкультурной работой школ I и II ступеней, техникумов, ВУЗов, Рабфаков…» [19, л. 34].
В свою очередь Президиум ЦИК Крымской АССР своим постановлением по реорганизации Высшего совета физической культуры Крыма одновременно возложил на Народный комиссариат просвещения Крыма проведение обязательного физического воспитания всей учащейся молодежи во всех учебных заведениях Крыма [22, л. 39]. Уже 5 августа 1930 г. было принято его постановление «О мероприятиях по усилению и развертыванию работы по физической культуре», где Наркомпросу Крыма было поручено создание благоприятных условий для проведения обязательного физического воспитания всей учащейся молодежи Крыма и решено просить ВСФК СССР снабдить Крым квалифицированными кадрами за счет декабрьского и последующего выпусков ГЦИФК и ГИФК им. Лесгафта. [23, л. 1]. К этому времени количество Крымских вузов увеличивалось. В 1930 году на заседании секретариата Крымского областного комитета ВКП(б) пришли к заключению о необходимости восстановления работы в Крыму медицинского, сельскохозяйственного и химического институтов, приурочив их открытие к празднованию 10-летия освобождения полуострова от белогвардейцев [1, с. 99]. Это дополнительно увеличивало потребности республики в квалифицированных кадрах для преподавания физической культуры в вузах.
В Крым, согласно заявок на работников с высшим физкультурным образованием, оканчивающих в 1931 г. институты физической культуры, с 1 января 1931 г. были направлены их выпускники Герасимов для работы в Крымском пединституте и Кристинина в Крымском медицинском институте [18, л. 4].
Однако с назначением Герасимова возникли определенные сложности, о чем можно сделать вывод из переписки ВСФК Крыма с Сектором кадровой работы ВСФК СССР. В своих телеграммах ВСФК Крыма выражал Сектору кадров ВСФК СССР свое возмущение по поводу переназначения в другой регион Герасимова, направленного в Крымский пединститут, якобы по причине того, что ему не были созданы «помещения для жизни». В частности, в тексте телеграммы значилось: «Нами получены неофициальные сведения о том, что он [Герасимов] отказался от командировки в Крымский пединститут несмотря на то, что все деньги на проезд ему высланы и созданы соответствующие условия на месте, распределены часы, обязанности. Просим прислать равноценного работника» [18, л. 34–39.]. В итоге Герасимов прибыл на место своего назначения и приступил к обязанностям преподавателя физической культуры. Уже в феврале 1931 г. молодые специалисты Кристинина и Герасимов были введены в состав Научно-технического комитета ВСФК Крыма [24, л. 8].
27 апреля 1931 г. в ВСФК Крыма рассмотрел докладную записку Агриппины Кристининой, где она сообщала о том, что была направлена для работы в Крымском медицинском институте, однако назначена инспектором по физической культуре в Наркомпрос, поскольку на момент ее прибытия в Крым в Крымском медицинском институте еще не был набран контингент студентов. С 1 апреля 1931 г. занятия со студентами начались, и Кристинина просила о своем переводе из Наркомпроса [18, л. 80]. В итоге в Наркомпрос был назначен А. М. Коняев, а Кристинина переведена в медицинский институт [18, л. 135]. Таким образом А. Кристинина стала первым преподавателем физической культуры в Крымском медицинском институте им. И. В. Сталина.
В апреле 1931 г. Сектор кадров ВСФК СССР направил в Крым еще двух выпускников ГИФК Петровского Бориса Павловича (1904 г.р.) и Безуглова Михаила Егоровича (1907 г.р.) на руководящую работу. В телеграмме от 10 апреля 1931 г. было рекомендовано использовать этих специалистов по линии учебных заведений [18, л. 62–64].
В итоге кадровые пополнения позволили улучшить состояние преподавания физической культуры в вузах Крыма. В тезисах доклада ВСФК Крыма «О состоянии физического воспитания в учебных заведениях Крымской АССР и очередные задачи на 31–32 гг.» указывалось, что к началу 1931/32 учебного года нужно завершить введение физического воспитания по всем типам учебных заведений, начиная со школ 1-й ступени и заканчивая вузами. При этом по состоянию на предыдущий 1930/31 учебный год введение физического воспитания в Крымском пединституте было оценено неудовлетворительно, поскольку занятия проводились вне сетки расписания добровольно в порядке кружковой работы (были сняты с учебного плана по причине нехватки средств). В то же время удалось полностью охватить физическим воспитанием студентов Медицинского института и Педрабфака [25, л. 38].
Приказ Наркомпроса РСФСР № 117 от 9 апреля 1931 г. во исполнение постановления Президиума Центральной контрольной комиссии Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции СССР (протокол № 29 от 31.03.1931 г.) в целях развертывания работы по физической культуре в учебных заведениях и учреждениях народного образования предписывал принять меры к организации к началу 1931/32 учебного года в педагогических вузах кафедр по физической культуре. На основании этого 26 июля 1931 г. был издан приказ по Крымскому комиссариату народного просвещения, где среди прочего значилось: «возбудить перед Наркомпросом РСФСР ходатайство об утверждении физкультурной кафедры при Пединституте в г. Симферополе» [23, л. 63]. В этих целях продолжилась работа по обеспечению Крыма квалифицированными работниками. Так, 3 декабря 1931 г. ВСФК СССР направил Никольского Л. В., окончившего ГИФК, на должность преподавателя физической культуры в Крымский пединститут [18, л. 106], вместо Герасимова, который к этому моменту поступил учится в Медицинский институт и там же вел физическую культуру [25, л. 117]. В своей телеграмме Сектору кадров ВСФК СССР от 14 декабря 1931 г. ВСФК Крымской АССР «настаивал» на том, чтобы: «посланного нами на учебу в ГЦИФК тов[арища] Зильбера А. Я. по окончании института направить на работу в распоряжение ВСФК Крыма. Тов[арищ] Зильбер, будучи знаком с национальными особенностями Крыма сумеет правильно подойти к решению и развертыванию физкультурной работы в условиях Крыма, как национальной республики» [25, л. 154].
В этом же 1931 г. появляются первые советские учебные программы по физической культуре для вузов, которые были построены на основе Всесоюзного комплекса ГТО и имели преимущественно прикладную направленность – подготовку к трудовой и военной деятельности и включали в себя значительный объем военно-прикладных упражнений [26, с. 71].
Таким образом, в конце 20-х – начале 30 гг. ХХ в. работа Высшего совета физической культуры Крыма была направлена на обеспечение полного охвата физическим воспитанием студентов в учебных заведениях Крыма. Начиная с 1927 г. ВСФК Крыма активно привлекает внимание советских органов управления образованием к проблемам отсутствия обязательного физического воспитания в учебных планах крымских вузов. Его усилия также фокусируются на решении вопросов кадрового обеспечения физического воспитания студентов за счет использования, направленных в Крым, выпускников физкультурных вузов СССР на преподавательской работе. В итоге к 1932 г. в Крыму были практически сформированы нормативные, организационные и кадровые условия для открытия кафедр физической культуры в крымских вузах.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в изучении организации и работы кафедр физической культуры в крымских вузах, их деятельности по физическому воспитанию студентов, а также роли в развитии спортивно-массовой работы в Крыму.
- История Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского в документах и фотографиях / авт. сост. А. А. Непомнящий, А. С. Кравчук. – Белгород: Константа, 2018. – 352 с. // Istoriya Kry`mskogo federal`nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo v dokumentax i fotografiyax / avt. sost. A. A. Nepomnyashhij , A. S. Kravchuk. – Belgorod: Konstanta, 2018. – 352 s.
- Непомнящий А. А. Восточный факультет: неизвестные страницы истории крымоведения. – Саратов: Амирит, 2021. – 416 с. // Nepomnyashhij A. A. Vostochny`j fakul`tet: neizvestny`e stranicy istorii kry`movedeniya. – Saratov: Amirit, 2021. 416 s.
- Непомнящий А. А. Профессор Алексей Деревицкий: крымские страницы биографии. – Саратов: Амирит, 2022. – 176 с. // Nepomnyashhij A. A. Professor Aleksej Dereviczkij: kry`mskie stranicy biografii. – Saratov: Amirit, 2022. – 176 s.
- Багров Н. В., Орехов В. В. Наследие В.И. Вернадского и Таврический университет: исторические сопоставления в юбилейный год // Геополитика и экогеодинамика регионов. – 2017. – Т. 3 (13), № 1. – С. 5–19. // Bagrov N. V., Orehov V. V. Nasledie V.I. Vernadskogo i Tavricheskij universitet: istoricheskie sopostavleniya v yubilejny`j god // Geopolitika i e`kogeodinamika regionov. – 2017. – T. 3(13), № 1. – S. 5–19.
- Непомнящий А. А. «Жить сегодняшним днем…»: профессор Петр Дворченко. – Саратов: Амирит, 2023. – 280 с. // Nepomnyashhij A. A. «Zhit` segodnyashnim dnem…»: professor Petr Dvorchenko. Saratov: Amirit, 2023. – 280 s.
- Василенко В. А., Шостка В. И. Генезис и наследие 12-го университета России (к 105-летию образования Таврического университета) // THEORIA: педагогика, экономика, право. – 2023. – Т.4, № 1. – С. 25–47. // Vasilenko V. A., Shostka V. I. Genezis i nasledie 12-go universiteta Rossii (k 105-letiyu obrazovaniya Tavricheskogo universiteta) // THEORIA: pedagogika, e`konomika, pravo. – 2023. – T.4, № 1. – S. 25–47.
- Сухоруков А. Н. К столетию Таврического университета: зарождение высшей школы иранистики в Крыму // Язык и текст. – 2019. – Т. 6, № 1. – С. 105–116. // Suhorukov A. N. K stoletiyu Tavricheskogo universiteta: zarozhdenie vy`sshej shkoly` iranistiki v Kry`mu // Yazy`k i tekst. – 2019. – T. 6, № 1. – S. 105–116.
- Велигодский Д. В. История и современность юридического факультета Таврической академии Крымского федерального университета (к 100-летию образования) // Уголовное производство: процессуальная теория и криминалистическая практика: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Симферополь-Алушта, 26–27 апреля 2018 года. – Симферополь-Алушта: Ариал, 2018. – С. 14–17. // Veligodskij D. V. Istoriya i sovremennost` yuridicheskogo fakul`teta Tavricheskoj akademii Kry`mskogo federal`nogo universiteta (k 100-letiyu obrazovaniya) // Ugolovnoe proizvodstvo: processual`naya teoriya i kriminalisticheskaya praktika: Materialy` VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Simferopol`-Alushta, 26–27 aprelya 2018 goda. – Simferopol`-Alushta: Arial, 2018. – S. 14–17.
- Шульгин В. Ф. История исследований в области неорганической химии в Таврическом университете // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Биология, химия. – 2010. – Т. 23(62), № 2. – С. 209–217. // Shul`gin V. F. Istoriya issledovanij v oblasti neorganicheskoj ximii v Tavricheskom universitete // Ucheny`e zapiski Tavricheskogo nacional`nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Biologiya, himiya. – 2010. – T. 23(62), № 2. – S. 209–217.
- Котов С. Ф. Ботаники Таврического университета (К 90-летию кафедры ботаники) // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Биология, химия. – 2008. – Т. 21(60), № 1. – С. 24–30. // Kotov S. F. Botaniki Tavricheskogo universiteta (K 90-letiyu kafedry` botaniki) // Ucheny`e zapiski Tavricheskogo nacional`nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Biologiya, himiya. – 2008. – T. 21(60), № 1. – S. 24–30.
- Руденко Л. И. Исторический очерк развития физико-математического факультета Таврического университета // Таврический вестник информатики и математики. – 2017. – № 4(37). – С. 7–39. // Rudenko L. I. Istoricheskij ocherk razvitiya fiziko-matematicheskogo fakul`teta Tavricheskogo universiteta // Tavricheskij vestnik informatiki i matematiki. – 2017. – № 4(37). – S. 7–39.
- Философская мысль в Крыму: страницы истории, к 100-летию Таврического университета / И. А. Андрющенко, М. Д. Баханцов, В. А. Бахревский [и др.]. – Симферополь: Антиква, 2018. – 308 с. // Filosofskaya my`sl` v Kry`mu: stranicy istorii, к 100-letiyu Tavricheskogo universiteta / I. A. Andryushhenko, M. D. Baxanczov, V. A. Baxrevskij [i dr.]. – Simferopol`: Antikva, 2018. – 308 s.
- Непомнящий А. А. П. А. Двойченко в Таврическом университете: неизвестные страницы биографии ученого-гидрогеолога // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. – 2023. – Т. 9, № 3. – С. 58–67. // Nepomnyashhij A. A. P. A. Dvojchenko v Tavricheskom universitete: neizvestny`e stranicy biografii uchenogo-gidrogeologa // Ucheny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. – 2023. – T. 9, № 3. – S. 58–67.
- Сидорчук И. В. Интеграция физической культуры и спорта в систему высшего образования в 1920–1930-х гг. // История: факты и символы. 2022. № 2(31). С. 19–28. // Sidorchuk I. V. Integraciya fizicheskoj kul`tury` i sporta v sistemu vy`sshego obrazovaniya v 1920–1930-x gg. // Istoriya: fakty` i simvoly`. 2022. № 2(31). S. 19–28.
- Михайлов Б. А., Трунин В. В. Становление физической культуры и спорта в Петроградском (Ленинградском) университете в 1920–1930 годах // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. № 9(115). С. 97–101. // Mihajlov B. A., Trunin V. V. Stanovlenie fizicheskoj kul`tury` i sporta v Petrogradskom (Leningradskom) universitete v 1920–1930 godax // Ucheny`e zapiski universiteta Lesgafta. 2014. № 9(115). S. 97–101.
- Государственный архив Республики Крым (ГАРК). – Ф. Р-1209 (Комитет республиканский по делам физической культуры и спорта при Совете народных комиссаров Крымской АССР, г. Симферополь Крымской АССР). – Оп. 2. – Д. 1. 67 л. // Gosudarstvenny`j arxiv Respubliki Kry`m (GARK). – F. R-1209 (Komitet respublikanskij po delam fizicheskoj kul`tury` i sporta pri Sovete narodny`x komissarov Kry`mskoj ASSR, g. Simferopol` Kry`mskoj ASSR). – Op. 2. – D. 1. 67 l.
- Хорошева А. В. Проблема кадров в советском физкультурном движении в 1918–1930 гг // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2023. № 2. С. 78–96. // Horosheva A. V. Problema kadrov v sovetskom fizkul`turnom dvizhenii v 1918–1930 gg // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8. Istoriya. 2023. № 2. S. 78–96.
- ГАРК. – Ф. Р-1209. – Оп. 2. – Д. 11. 192 л. // GARK. – F. R-1209. – Op. 2. – D. 11. 192 l.
- ГАРК. – Ф. Р-1209. – Оп. 2. – Д. 5. 77 л. // GARK. – F. R-1209. – Op. 2. – D. 5. 77 l.
- ГАРК. – Ф. Р-1209. – Оп. 2. – Д. 10. 158 л. // GARK. – F. R-1209. – Op. 2. – D. 10. 158 l.
- ГАРК. – Ф. Р-1209. – Оп. 2. – Д. 25. 398 л. // GARK. – F. R-1209. – Op. 2. – D. 25. 398 l.
- ГАРК. – Ф. Р-1209. – Оп. 2. – Д. 4. 111 л. // GARK. – F. R-1209. – Op. 2. – D. 4. 111 l.
- ГАРК. – Ф. Р-1209. – Оп. 2. – Д. 31. 86 л. // GARK. – F. R-1209. – Op. 2. – D. 31. 86 l.
- ГАРК. – Ф. Р-1209. – Оп. 2. – Д. 16. 72 л. // GARK. – F. R-1209. – Op. 2. – D. 16. 72 l.
- ГАРК. – Ф. Р-1209. – Оп. 2. – Д. 14. 156 л. // GARK. – F. R-1209. – Op. 2. – D. 14. 156 l.
- Курамшин Ю. Ф. Становление и развитие программно-нормативных основ вузовского физического воспитания в 20–40 годы ХХ века // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. № 4(110). С. 67–71. // Kuramshin Yu. F. Stanovlenie i razvitie programmno-normativny`x osnov vuzovskogo fizicheskogo vospitaniya v 20–40 gody` XX veka // Ucheny`e zapiski universiteta Lesgafta. 2014. № 4(110). S. 67–71.