Импостные и ионические импостные капители из Херсонеса Таврического

ИМПОСТНЫЕ И ИОНИЧЕСКИЕ ИМПОСТНЫЕ КАПИТЕЛИ
ИЗ ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО

IMPOST AND IONIC IMPOST CAPITALS FROM CHERSONESOS TAURICA

JOURNAL: «SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE» Volume 10 (76), № 1, 2024

Publication text (PDF): Download

UDK: 904

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:

Khrushkova L. G., Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.29039/2413-1741-2024-10-1-134-196

PAGES: from 134 to 196

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Crimea, Chersonese, State Historical Museum, Early Byzantine capitals, impost capitals, Ionic impost capitals, marble.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article examines a group of Impost and Ionic impost capitals discovered in different years on the territory of the Chersonesos. This collection indicates that in the first half of the 6th century the import of marble products from Proconnes to Crimea was significant. The construction of most of the basilicas of Chersonesos dates back to this era.

Херсонес (Херсон средневековых письменных источников) был самым крупным византийским городом в Крыму. Здесь сохранились руины более 20 ранневизантийских религиозных сооружений. Из мастерских, расположенных в мраморных карьерах на острове Проконнес близ Константинополя, в Херсонес были вывезены сотни колонн, капителей, плит алтарных преград, деталей амвонов, облицовочных плит и других деталей интерьера [1]. Основная коллекция мрамора сейчас хранится в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» в г. Севастополе (рис. 1, 1). Некоторые из них находятся в постоянных экспозициях заповедника – зальных (рис. 1, 2) и на территории городища (рис. 2), другие – в фондохранилищах музея (рис. 3)[1]. Известно, что во второй половине XIX в. несколько капителей и фрагментов плит из раскопок Херсонеса были переданы на постоянное хранение в Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург), Государственный Исторический музей (г. Москва) [2, с. 303–472] и в Государственный музей изобразительных искусств им.  А. С. Пушкина (г. Москва). Также, в 50-х гг. XIX в., в самом начале археологического изучения городища, две капители поступили в фонды Историко-краеведческого музея г. Одессы. Несмотря на обилие привезенного мрамора, отметим факт местного подражания проконнесским изделиям на территории Крыма на примере группы капителей из известняка, которые ныне хранятся в фондах ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный археологический музей» [3, с. 137–162, рис. 1–7].

Рис. 1. Музей-заповедник «Херсонес Таврический»»: 1 – общий вид здания Византийской экспозиции музея; 2 – постоянная Византийская экспозиция музея, общий вид. Фото автора.

Рис. 2. Музей-заповедник «Херсонес Таврический»»: 1-2 – лапидарий под открытым небо в однойм из двориков музея-заповедника. Фото автора.

Рис. 3. Музей-заповедник «Херсонес Таврический»»: 1-2 – фондохранилище лапидарной коллекции. Фото автора.

Рис. 4. Херсонесское городище: 1 – «Базилика 1935 г.», общий вид с востока; 2  – «Базилика № 28», южная колоннада, общий вид с востока. Фото автора.

Рис. 5. Импост №1: 1 – лицевая сторона; 2 – оборотная сторона; 3 – боковая сторона. Фото автора.

В лапидарной коллекции Херсонеса представлены все основные типы ранневизантийских капителей: с тонким зубчатым аканфом, «двузонная» капитель, коринфская капитель с ее разновидностями (стандартная, «лирная», «V-образная»), импостная и ионическая импостная капители. К сожалению, в большинстве случаев место находок капителей неизвестно. Исключение составляют лишь епископская базилика (так называемая «Уваровская базилика») и «базилика 1935 г.», место обнаружения капителей на территории которых, достаточно хорошо зафиксировано и атрибутировано.

Настоящая статья посвящена импостным и ионическим импостным капителям, выявленные на территории Херсонеского городища. Они составляют более половины от общего количества дошедших до наших дней капителей Херсонеса [1, s. 44–52, tabl. 75–95]. Один из первых исследователей Херсонесского городища, Александр Львович Бертье-Делагард (1842–1920), высказал в свое время мнение о том, что все его мраморы «относятся к VI в. или, вернее, к VII в.» [4, с. 30–31]. Однако эта точка зрения не соответствует современным представлениям. Известный исследователь Херсонеса, Анатолий Леопольдович Якобсон (1906–1984), впервые рассмотрел мраморный декор в связи с архитектурой базилик городища [5]. Предложенная им хронология в общих чертах сохраняет свое значение, хотя в нее можно внести некоторые уточнения.

Простые импостные капители стали применяться с V в., но более распространенным стал тип ионической импостной капители, которая в одном блоке камня объединяет два элемента: импост и ионическую часть. Эта капитель широко использовалась в сводчатых сооружениях, которые в VI в. стали преобладающими в византийском мире. Когда традиционная ионическая капитель отжила свой век, соединение с импостом дало ей новую жизнь, долгую и счастливую. Поздние формы ионической импостной капители значительно пережили эпоху византийского императора Юстиниана I (527–565), которая была временем их расцвета. Типологию ионических импостных капителей разработал немецкий историк искусства Рудольф Фридрих Кауч (1858–1945), чей фундаментальный труд о позднеантичной капители широко востребован и в наше время [6]. В основе хронологии и типологии Р. Ф. Кауча лежит рассмотрение как структуры капители, так и стилистический анализ форм аканфа в традициях немецкой искусствоведческой школы, начиная с Алоиза Ригля (1858–1905). Подробный историографический обзор содержится в диссертации Василики Веми, посвященной ионической импостной капители в Греции [7, p. 6–8]. Для установления хронологии капители в Греции В. Веми особое значение придает соотношению высоты ионического элемента и импоста. Несмотря на постоянный рост публикаций, абсолютная хронология капителей, изолированных от своего архитектурно-археологического контекста, а таких большинство, остается сложной научной проблемой.

Импостные капители

В настоящее время некоторые капители этой группы находятся на колоннах в базиликах на территории Херсонесского городища. Такое их положение не является первоначальным, так как они были установлены на колонны во время реставрационных работ разных лет. Речь идет о двух импостах на колоннах «базилики 1935 г.» (рис. 4, 1) и об импосте на колонне «базилики №28» (рис. 4, 2). Несколько капителей находятся на территории Херсонеса Таврического. Во время раскопок «базилики 1935 г.», которые провел Г. Д. Белов, был обнаружен импост необычных размеров. Его длина 1,00 м, ширина 0,85 м, высота 0,30 м. К сожалению, фотография импоста осталась неопубликованной. Мне не удалось обнаружить в коллекции музея-заповедника капитель столь значительных размеров. А. Л. Якобсон, сообщал, что, помимо мраморных импостов, были найдены несколько импостных капителей и база колонны, выполненные из местного известняка [5, с. 132]. К сожалению, они также остались не опубликованными.

В декоре ранневизантийских импостных капителей нередко применялась стандартная схема. На лицевой стороне размещался крест с удлиненной нижней ветвью, окруженный листьями аканфа, на оборотной стороне – мотив трех или четырех каннелюр («ложков»), обрамленных листьями аканфа. Крест мог быть заменен хризмой (христограммой). Эта схема получила название «крест-аканф» или «христограмма-аканф». Она была распространена с первой половиной V в. до первой трети VI в. как на простых импостах, так и на ионических импостных капителях [8, s. 301-308, 345; 9, s. 9–9–45, № 1–99].

Ниже мы приводим описание импостных капителей.

Импост 1 найден в северном нефе «базилики 1935 г.», ныне хранится в постоянной Византийской экспозиции Херсонесского музея-заповедника (далее – ХМ) (рис. 5). Сохранность хорошая, размеры 86,0×54,6–55,7 см, высота 29,5 см [5, c. 140, рис. 49, 3]. Импост имеет суженное основание высотой 5 см, завершается гладкой полосой шириной 6,5 см. На боковой стороне нанесен знак каменотеса, напоминающий букву «И» (рис. 5, 3). Импост украшен с двух узких сторон. На лицевой стороне, которая была обращена в центральный неф базилики, изображен крест с удлиненной нижней ветвью. Он окружен симметрично расположенными листьями аканфа. Два крупные листа наклонены к верхней ветви креста, два полулиста фланкируют композицию, два малые трехдольные листика аканфа помещены внизу, под рукавами креста. Композиция заполняет всю поверхность капители (рис. 5, 1).

Оборотная сторона нашего импоста украшена тремя каннелюрами (мотив «ложков»). Здесь также видим стремление плотно заполнить всю поверхность. У краев капители расположены полулистья аканфа. Каждый полулист состоит из четырех побегов, отходящих от середины листа, который помещается на грани капители (рис. 5, 2). Таким образом, декор капители согласован с ее структурой. Близкой аналогией нашему импосту являются ионические импостные капители из базилики Студийского монастыря, которая была построена в 453 г. У константинопольских капителей обе узкие стороны украшены композицией «аканф-крест»; эти капители относят к ранней фазе развития типа [7, 1989, р. 68]. Мотив «ложков» находит аналогии среди капителей первой половины – середины V в. из понтийских регионов [10, fig. 100–106]. Импост №1 датируется второй половиной V  в.

Импост 2 находится в лапидарном дворике, расположенном перед центральным зданием Херсонесского музея-заповедника (рис. 6). Часть основания капители отбита. На лицевой стороне помещен «процветший» крест, обрамленный трехдольными листьями аканфа. Верхние доли листьев заполняют все свободное пространство. На оборотной стороне помещен мотив «ложков» в середине. Сохранился один лист аканфа. Импост №2 очень похож на импост №1.

Импост 3 имеет местоположение, аналогичное импосту №2 (рис. 7). Он расколот на две части, отреставрирован современным цементом, верхняя часть повреждена. По форме и декору импост №3 очень похож на импосты №№1 и 2. На лицевой стороне изображен «процветший» четырехконечный крест, окруженный листьями аканфа, заполняющими всю поверхность (рис. 7, 1). На оборотной стороне импоста помещены четыре «ложка», обрамленные листьями аканфа (рис. 7, 2).

Импост 4 находится в «базилике №28», на территории городища (рис. 8). Он установлен на колонне, увенчанной коринфской «лирной» капителью. Украшен только с лицевой стороны. В центре композиции помещен «процветший» крест, обрамленный листьями аканфа; концы креста завершаются треугольниками (рис. 8, 2). Такой крест, часто именуемый «византийским» или «длинным» (также «croix pattée»), широко распространен на произведениях ранневизантийской скульптуры [11, p. 31].

Импост 5 найден во время раскопок квартала XVIII Херсонесского городища, в средневековом помещении 1, расположенном к востоку от «базилики 1935 г.» (рис. 9). Он выделяется своей массивностью и тщательной обработкой. Основание оформлено трехступенчатой профилировкой. Обе узкие стороны украшены изображениями. На лицевой стороне импоста помещен «византийский» крест (рис. 9, 2), на оборотной стороне изображена хризма в медальоне, в форме монограммы из греческих букв «йоты» и «хи» (рис. 9, 3). Хризма типа «Йота-Хи» часто встречается в IV-V вв. Венчается импост нешироким абаком. Такую же форму находим на ионической импостной капители V в. из раскопок епископской «Уваровской» базилики [12, с. 354–355, рис. 80].

Импост 6, лапидарий ХМ (рис. 10, 1). По размерам близок к импосту №5. Лицевая сторона украшена крестом. Основание на узких сторонах выделено неширокой полочкой. Венчается нешироким абаком.

Импост 7, лапидарий ХМ (рис. 10, 2). По форме и пропорциям, близок импосту №5. Отличительные черты: массивное основание и значительный наклон сторон. Импост завершается неширокой полочкой.

Импост 8, лапидарий ХМ (рис. 10, 3). Похож на импосты №№ 5 и 6. На узких сторонах основание выделено узкой полочкой. Завершается нешироким абаком.

Импост 9, территория Херсонесского городища (рис. 11, 1). Угол капители отбит. Основание отделено от корпуса узкой полочкой, лицевая сторона дополнительно украшена «византийским» крестом.

Импост 10, фондохранилище ХМ (рис. 11, 2). Импост частично отбит с оборотной узкой стороны. Основание выделено узкой полочкой. Лицевая сторона украшена «византийским» крестом, у которого расширяющиеся рукава подчеркнуты желобками.

Импост 11, фондохранилище ХМ (рис. 11, 3). У этого импоста все стороны гладкие и без изображений.

Импост 12, территория Херсонесского городища (рис. 12). Часть импоста отбита с лицевой стороны. Основание отделено полочкой. На лицевой стороне медальон с изображением равноконечного креста. Изображение стерто, плохо различается.

Импост 13 расположен у входа в здание византийской экспозиции ХМ (рис.  13). Установлен на коринфскую капитель на колонне справа. Основание импоста выделено полочкой, верх завершается узким абаком. Изображения отсутствуют.

Импост 14 расположен у входа в здание византийской экспозиции ХМ (рис.  14). Установлен на коринфскую капитель на колонне с левой стороны. Основание импоста выделено полочкой, верх завершается узким абаком. Без изображений, похож на импост №13.

Импост 15, установлен на коринфскую капитель в южной колоннаде «базилики 1935 г.» (рис. 15). Верх капители завершается узким абаком, на одной стороне высечены две греческие буквы, «тета» и «эта» (рис. 15, 2). Узкая лицевая сторона украшена «византийским» крестом (рис. 15, 3).

Импост 16 установлен на коринфскую капитель в «базилике 1935 г.» (рис. 16). Верх завершается узким абаком. Лицевая узкая сторона украшена «византийским» крестом (рис. 16, 1). Похож на импост № 15.

Импост 17, экспозиция ХМ (рис. 17, 1). Малый импост, возможно, являлся частью алтарной преграды. Все стороны украшены четырехконечным крестом с расширяющимися рукавами. Крест вписан в двойное обрамление. На углах импоста расположены по одной канелюре, каждая из которых сверху венчается шишечкой.

Импост 18, экспозиция ХМ (рис. 17, 2). Возможно, являлся частью алтарной преграды. Основание круглое, грани вытянуты в высоту, на всех четырех сторонах изображен крупный трилистник, вписанный в рельефную рамку.

Импост 19, экспозиция ХМ (рис. 18). База импоста круглая, суженная в сравнении с корпусом; завершение в виде полочки. На одной широкой стороне изображен «процветший» крест в обрамлении листьев аканфа. Листья переходят на узкую сторону импоста, которая разделена на две части рельефной полосой. Эта деталь, как и малые размеры импоста, указывают на то, что он увенчивал колонку оконного проема. Один из углов импоста отреставрирован.

Импост 20, Херсонесское городище (рис. 19, 1). Увенчивает овальную в сечении колонку, которая сохранилась полностью. База колонки утверждена на прямоугольном плинте. Ее узкая сторона украшена «византийским» крестом. Широкая сторона колонки по всей высоте разделена рельефной полосой, которая переходит на импост. Эта полоса примыкала к переплету оконной рамы.

Рис. 6. Импост № 2: 1 – современное местонахождение, выделен красной квадратной рамкой; 2 – общий вид. Фото автора.

Рис. 7. Импост № 3: 1 – вид сверху; 2 – лицевая сторона. Фото автора.

Рис. 8. Импост № 4: 1 – общий вид с колонной внутри «базилики № 28»; 2 – общий вид крупным планом. Фото автора.

Рис. 9. Импост № 5: 1 – боковая сторона; 2 – лицевая сторона; 3 – деталь. Фото автора.

Рис. 10. Херсонесское городище: 1 – импост № 6; 2 – импост № 7; 3 – импост № 8. Фото автора.

Рис. 11. Херсонесское городище: 1 – импост № 9; 2 – импост № 10; 3 – импост №11. Фото автора.

Рис. 12. Импост № 12: 1 – вид сверху; 2 – боковая сторона; 3 – лицевая сторона. Фото автора.

Рис. 13. Музей-заповедник «Херсонес Таврический»». Здание с постоянной Византийской экспозицией: 1 – Общий вид с юго-востока; 2 – общий вид с востока. Фото автора.

Рис. 14. Импост № 14: 1 – колонна с капителью; 2 – лицевая сторона; 3 – боковая сторона. Фото автора.

Рис. 15. Импост № 15: 1 – «базилика 1935 г.», южная колоннада; 2 – лицевая сторона; 3 – боковая сторона. Фото автора.

Рис. 16. Импост № 16. 1 – общий вид; 2 – боковая сторона. Фото автора.

Рис. 17. Музей-заповедник «Херсонес Таврический». Постоянная Византийская экспозиция: 1 – импост № 17; 2 – импост № 18. Фото автора.

Рис. 18. Импост № 19: 1 – лицевая сторона; 2 – боковая сторона. Фото автора.

Рис. 19. Музей-заповедник «Херсонес Таврический»: 1 – Импост № 20, фото автора; 2 – Капитель № 1 (по: Банк, Попова, 1977, кат. № 121).

Вся группа импостных капителей из Херсонеса, включающая 20 экземпляров, датируется второй половиной V – первой половиной VI вв.

Ионические импостные капители

Ионическая импостная капитель – характерное нововведение позднеантичной эпохи. Она состоит из двух элементов: ионического в нижней части и импоста в верхней. В начале формирования типа оба элемента существовали раздельно, но вскоре сложилась форма ионического импоста, высеченного из одного блока мрамора. Массовое строительство сводчатых зданий привело к широкому распространению ионических импостных капителей, которые создавали прочную опору для арки и свода [13, p. 5–66]. Их использовали в основных колоннадах базилик, например, в Болгарии и Македонии, но они также нашли широкое применение во вспомогательных частях крупных базилик, например, на хорах и в атриумах. Ионические импостные капители во множестве производились в мастерских на о. Проконнес во второй половине V в. и в первой половине VI в. В Константинополе эти капители стали массовыми в юстиниановскую эпоху с ее огромным размахом строительства. Они сохранились in situ в церквях св. Софии, св. Ирины, свв. Сергия и Вакха, украшали церковь св. Иоанна Продрома в Эбдомоне. Ионические импостные капители середины VI в. обнаружены в местечке Kuşadasi близ Стамбула [14, p. 23–45; 15, p. 41–60, fig. 4–8]. Раскопки базилики А в районе Бейязит в центре древней части византийской столицы также выявили капители этого типа. Кроме того, несколько ионических импостных капителей сейчас находится в лапидарии Музея церкви св. Софии и в Стамбульском Археологическом музее [6, s. 172–178; 8, s. 9–45, 242–366; 16, s. 103–106].

В Малой Азии ионические импостные капители также многочисленны, например, в крупном комплексе церкви cв. Иоанна Богослова в Эфесе, в ее второй фазе, которая относится к эпохе Юстиниана I [17, p. 221–234, fig. 5–12], на Балканах (в Стоби, Филиппах, Салониках, Неа-Анхиалосе, Лехеоне и в других местах), на островах Эгейского моря, на Кипре и в Северной Африке [9, S. 25–26, 30, 33–38, 42–46; 18, p. 65–66].

Несколько капителей этого типа, которые датируются VI в., хранятся в музее Изника [19, p. 257, 274]. В Северной Африке подобные капители распространились в эпоху «византийской реконкисты», например, в базилике Латрун A в Киренаике [20, p. 2784, fig. 29].

Несмотря на кажущееся единообразие ионических импостных капителей, эволюция типа прослеживается в структуре капителей, декоре импостов и стилистической трактовке элементов. Постепенно импост становится более массивным, ионический элемент уменьшается в размерах и упрощается, волюты утрачивают пластическую форму и иногда превращаются в спиралевидные мотивы, прочерченные в мраморе. На балюстрах часто отсутствует обычная компрессия в середине. Мотивы, украшающие их, становятся более разнообразными. Нередко импост украшен только на лицевой стороне, в некоторых случаях украшены обе узкие стороны. Самые распространенные мотивы декора – «византийский» крест или хризма, иногда в сочетании с листьями аканфа.

Точная хронология капителей остается сложной проблемой. Это обусловлено, прежде всего, недостаточным количеством надежно датированных образцов, а также отсутствием точных методов анализа эволюции капители. Остается неясным, всегда ли типологические изменения капителей связаны с хронологическим фактором? Является ли типологическое разнообразие отражением однолинейного развития или мы наблюдаем одновременное действие многих факторов, например, особенности заказа или различия индивидуальной манеры мастеров.

Для ранней фазы развития точные даты капителей известны лишь в немногих случаях. Датированный пример – капители из церкви св. Иоанна Предтечи Студийского монастыря 453 г. Некоторые древнейшие образцы, обнаруженные на о. Кос, относят даже к самому началу IV в. Иногда дата капителей с изображением креста на узкой стороне импоста определяется по дате самой церкви, как в случае с базиликой Богоматери Нерукотворной (Acheiropoietos) третьей четверти V в. в Фессалониках [9, s. 343]. В первой половине V в. ионические импостные капители в постройках Равенны и Рима уже использовались неоднократно, в VI в. они становятся массовыми [16, Sp. 103–108]. В Греции и Македонии ионические капители с импостом датируются временем между 480 и 520 гг. В базилике последней трети V в. в Дельфах одновременно использованы композитные капители с тонким зубчатым аканфом (также именуемые «феодосианскими») и ионические импостные капители [21, p. 2713–2726]. Очевидно, что капители этих двух типов могли сосуществовать.

Классификация ионической импостной капители по группам, которую создал Рудольф Кауч [6, p. 165–182], сохраняет свое значение. Более полувека спустя Василика Веми в диссертации, посвященной ионической импостной капители Греции, предложила более детальную типологию. По ее мнению, большое количество капителей этого типа относится к так называемому «упрощенному типу» III.  С середины V в. он распространился повсюду в Средиземноморье, «его кристаллизация» происходила со второй половины V в. до конца VI в. Тип III подразделяется на 6 групп [7, p. 14–26]. В. Веми перечисляет поставленные ею задачи: проследить эволюцию этого типа, создать четкую типологию, выработать систему классификации, определить датирующие элементы, а также выявить первоначальные образцы, причем отдельно, по разным периодам и регионам [7, p. 3–6] Очевидно, что столь разнообразные задачи не поддаются быстрому решению. Иоахим Крамер оценил датировки, предложенные В. Веми, как аподиктические. По его мнению, анализ стиля по природе своей является в значительной мере субъективным, лучший результат может дать типологический анализ [9, p. 55].

Ионические импостные капители из Херсонеса относятся к самому распространенному типу III, согласно классификации В. Веми. В декоре импостов преобладает мотив креста или хризмы, в сочетании с растительными мотивами. Места находки капителей известны лишь в единичных случаях. Раскопками конца XIX в. в епископской «Уваровской» базилике были обнаружены четыре ионические импостные капители. Споры о времени строительства этой базилики продолжаются на протяжении многих десятилетий. Вероятно, она была построена во второй половине V в.

Ниже приведено описание ионических импостных капителей их Херсонеса.

Капитель 1 (рис. 19, 2). Ионическая импостная капитель размерами 30×70 см по фасаду. В 1895 г. эту капитель из раскопок «Уваровской» базилики К. К. Косцюшко-Валюжинич передал на хранение в Государственный исторический музей г. Москвы (далее – ГИМ, инвентарный №33495). Хорошо введена в научный оборот [22, с. 121–125; 23, fig. 2; 24, рис. 70; 25, №121; 5, c. 141–142]. Сохранность удовлетворительная, отбиты углы. Импост шире, чем ионический элемент. На лицевой стороне импоста в центре расположен овал, в котором, судя по аналогиям, было изображение креста. Особенностью капители является сочетание листьев аканфа двух типов. Листья тонкого зубчатого аканфа помещены на углах капители; обычный («мягкий») аканф окружает овальный медальон, помещенный в середине лицевой стороны. Верх капители завершается полочкой, которая украшена волнистым побегом с завитками в изгибах. Ионическая часть отделена от импоста выступом, который переходит на эхин. Волюты этой капители отличается четкими глубоко вырезанными завитками в полтора оборота. Балюстры украшены листьями аканфа.

Отношение высоты ионического элемента к высоте импоста в нашей капители составляет 1:3. Примерно такие же пропорции частей у хорошо известных капителей из Студийской базилики св. Иоанна Предтечи 453 г. в Константинополе. Этот признак В. Веми считает хронологическим показателем [7, р. 186, № 279]. Декор лицевой стороны импоста близок к импосту из Студийской базилики [26, s.  273, аbb. 128; 27, s. 24–28, taf. 4, 16; 8, s. 245–246; 7, р. 186, №279].

Студийский экземпляр отличается более четким рисунком и более тщательным исполнением деталей, чем херcонесский. Фрагмент почти идентичной капители найден на западном побережье Черного моря в Томи (г. Констанца, Румыния). Похожие капители происходят из бассейна Эгейского моря, Малой Азии и Константинополя. Все они датируются серединой V в. [10, p. 156–158].

Капитель из Херсонеса датируется серединой V в. Из епископской «Уваровской» базилики происходит группа из четырех капителей. Их датировка второй половиной V в. согласуется со временем строительства базилики, которая относится к числу самых ранних на территории Херсонесского городища.

Капитель 2 (ГИМ, №33494) (рис. 20, 1) [25, № 117, с. 90]. Ионическая импостная капитель, передана в музей 1895 г. К. К. Косцюшко-Валюжиничем. Происходит из епископской «Уваровской» базилики. Сохранность хорошая, размеры 50×60 см по фасаду. На поверхности хорошо видны следы обработки камня. Импост шире, чем ионическая часть и отделен от нее выступом. Лицевая сторона импоста украшена резным «византийским» крестом. Волюты четко вырезаны и слегка повернуты вовнутрь. Эхин украшен двумя листьями аканфа, балюстры – геометрическими мотивами. Общая датировка таких капителей – вторая половина V – начало VI вв.

Капитель 3, из коллекции Одесского историко-краеведческого музея, (рис. 20, 2) [12, с. 351–355; 28, p. 58–59, fig. 41]. Ионическая импостная капитель из раскопок «Уваровской базилики» в 1876 г. Отличается особой тщательностью исполнения [22, с. 121–125]. Верх завершается полочкой, на которой помещен мотив волнистой линии с завитками в изгибах, как на капители из базилики св. Иоанна Студита. Импост отделен от ионического элемента выступом. Листьями тонкого зубчатого аканфа украшены все четыре стороны импоста. На лицевой стороне, в центре, помещен медальон, который украшал ныне утраченный крест. По обеим сторонам медальона и по углам капители расположены листья аканфа. Боковая сторона капители украшена крупным волнистым побегом, от которого отходят листья тонкого зубчатого аканфа. Волюты вырезаны четко и глубоко. На эхине расположен волнистый побег с тремя листьями тонкого зубчатого аканфа в его изгибах. Балюстра украшена двумя листьями аканфа, расходящимися от середины к углам. Этот тип капители датируется второй половиной V в.

Капитель 4 (рис. 21). Ионическая импостная капитель, сохранность удовлетворительная, один угол импоста отбит. Ширина импоста превышает ширину ионического элемента. На узких сторонах импоста помещена композиция «крест-аканф». «Процветший» крест с обеих сторон обрамлен четырехдольными листьями аканфа, длинные листья которого фланкируют композицию и заполняют все пространство над крестом. Композиция одинаковая на обеих сторонах; на лицевой стороне она сохранилась лучше. Волюты вырезаны четко. Эхин выступает в виде шишки. На нем помещены два симметричные трехдольные листика аканфа. Балюстры посередине разделены выступом, обе части украшены листом аканфа.

Капитель 5 (ХМ, №504/971) (рис. 22). Лицевая сторона украшена композицией «крест-аканф». Крест с удлиненной нижней ветвью, в перекрестье помещена шишечка. Над крестом трехдольные листики аканфа. По краям капители высечены по три трехдольных листа аканфа, которые, встречаясь, образуют овальные углубления. Этот прием, который получил название «аканфа-маски», часто встречается на капителях, начиная со второй половины V в. Импост отделен от ионического элемента выступом. Волюты выполнены пластически. На эхине расположена шишка, украшенная двумя схематичными листами в виде ромбов. Балюстры с двумя стреловидными листами, расходящимися от середины к углам. На поверхности камня видны следы работы инструментом.

Капитель 6 (ХМ, византийская экспозиция) (рис. 23). Ионическая импостная капитель. Лицевая сторона украшена композицией «крест-аканф». По краям расположены крупные листья аканфа, которые заполняют пространство между рукавами креста. На оборотной стороне импоста помещен крупный крест с расширяющимися рукавами. Импост отделен от ионического элемента узким каналом. Волюты вырезаны пластично. На эхине лицевой стороны помещен орнамент из ов (яйцеобразных выпуклостей) с листиками аканфа по сторонам. Тот же мотив повторен на эхине оборотной стороны. Балюстры разделены на две части тройным валиком, от которого отходят трехдольные листья, расширяющиеся к углам капители.

Рис. 20. Ионические импостные капители: 1 – капитель № 2 (по: Банк, Попова, 1977, кат. № 117); 2 – капитель № 3 (по: Измайлова, 1927, рис. 1).

Рис. 21. Капитель № 4: 1 – вид снизу; 2 – лицевая сторона; 3 – оборотная сторона. Фото автора.

Рис. 22. Капитель № 5: 1 – вид снизу; 2 – оборотная сторона; 3 – боковая сторона; 4 – лицевая сторона. Фото автора.

Рис. 23. Капитель № 6: 1 – лицевая сторона; 2 – оборотная сторона; 3 – боковая сторона. Фото автора.

Капитель 7, Херсонесское городище (рис. 24). Ионическая импостная капитель. Верх импоста завершается абаком, слегка скошенным наружу. Импост отделен от ионической части небольшим выступом. На лицевой стороне помещена композиция «крест-аканф». В центре изображен крест, под его рукавами расположены листики аканфа, по сторонам – крупные четырехдольные листья аканфа. Края импоста обрамлены длинными листьями аканфа, которые соединяются в середине. Волюты вырезаны пластично. Эхин украшен мелкими листиками аканфа, разделенными горизонтальной полосой. Оборотная сторона импоста гладкая. Балюстры, разделенные на две части валиком, украшены длинными листьями. Каждый лист разделен горизонтальной полосой, от которой отходят мелкие доли.

Капитель 8 (ХМ, №123/973) (рис. 25). Ионическая импостная капитель, у которой частично утрачен импост. Лицевая сторона импоста украшена композицией «крест-аканф». Между листьями наблюдаются овальные и треугольные углубления, характерные для «аканфа-маски». Ионический элемент отделен от импоста узкой полочкой. Волюты выcечены пластически. На эхине два трехдольные листика аканфа, обращенные к центру, которые, встречаясь, образуют ромб. Гладкие балюстры почти сливаются с импостом.

Капитель 9 (ХМ) (рис. 26). Ионическая импостная капитель, частично поврежден импост. Импост завершается полочкой, отделен от ионической части выступом. На лицевой стороне композиция «аканф-крест». На оборотной стороне в центре крест, заключенный в медальон с двойным контуром. Волюты высечены пластически. На лицевой стороне между волютами помещен ов, который переходит на импост. На оборотной стороне на эхине выступающая шишка, украшенная двумя листиками аканфа. Балюстры разделены на две части валиком, от которого к углам капители отходят крупные, четко вырезанные листья аканфа.

Капитель 10 (ХМ) (рис. 27, 1). Ионическая импостная капитель, установленная на колонне. Левый верхний угол утрачен, поверхность местами стерта. На лицевой стороне в центре помещена композиция «аканф-крест». По краям импоста расположены длинные листья аканфа, их побеги заполняют поверхность между рукавами креста. Листья аканфа, встречаясь, образуют овалы и иные геометрические фигуры, что создает эффект «аканфа-маски». Волюты высечены пластически. На эхине расположен диск, переходящий на импост. На диске различается полустертое изображение равноконечного креста в медальоне. Балюстры посередине разделены на две части тройным валиком.

Капитель 11 (ХМ) (рис. 28). Фрагмент ионической импостной капители из епископской (Уваровской) базилики. Импост украшен со всех четырех сторон. На лицевой стороне помещена композиция «крест-аканф». На сохранившейся узкой стороне в центре расположен «процветший» крест, по сторонам от него – листья аканфа, у правого края – крупный лист аканфа. Листья образуют овалы, треугольники и ромбы, создавая эффект «аканфа-маски». Ионический элемент отделен от импоста выступом, сбитым посередине. Волюты высечены пластически, их центр выделен «глазком». Выступающий эхин украшен тремя листиками аканфа, обращенными вверх. Импост завершается полочкой с изображением волнистой линии, в изгибах которой помещены завитки. Это характерная черта капителей так называемой «уваровской группы» (см. выше капитель №3). Боковая сторона импоста украшена листьями аканфа, обращенными в разные стороны, тонкий зубчатый аканф соседствует с обычным. Балюстра разделена на две части тройным валиком, по сторонам – листья аканфа, обращенные к центру.

Капитель 12 (фондохранилище ХМ) (рис. 27, 2). Ионическая импостная капитель. Импост завершается широкой полочкой, отделен от ионической части углублением. Его лицевая сторона украшена композицией «аканф-крест». В центре расположен четырехконечный крест с удлиненной нижней ветвью и расширяющимися ветвями, листья аканфа заполняют поверхности между рукавами креста. Волюты вытянуты, на выступающем эхине расположен ов. Орнаментальный стиль отличается упрощенностью.

Капитель 13 (фондохранилище ХМ) (рис. 29). Ионическая импостная капитель, верхние углы ее импоста отбиты. Верх капители завершается абаком, скошенным наружу. Лицевая сторона импоста украшена композицией «аканф-крест», над крестом расположены листики аканфа. По краям импоста помещены крупные листья аканфа; отходящие от них побеги расположены под ветвями креста. Ионический элемент отделен от импоста узким каналом. Вытянутые волюты выполнены схематически; на эхине расположена шишка, украшенная растительным мотивом. Балюстры разделены на две части, в каждой помещен схематичный лист аканфа.

Таким образом, ионические импостные капители, украшенные традиционной композицией «аканф-крест», составляют группу из 13 экземпляров. Мотивы, украшающие эхин, также традиционны – ов и листья аканфа.

Капитель 14, из экспозиции Государственного Эрмитажа (рис. 30). Ионическая импостная капитель с незначительной утратой ионического элемента. Капитель происходит из раскопок епископской («Уваровской») базилики, которые проводил А. С. Уваров в 1853 г. Импост завершается полочкой, скошенной наружу. На его лицевой стороне в центре изображена хризма в виде комбинации греческих букв «хи» и «йота». Хризма вписана в лавровый венок, перевязанный лентами, в ее верхней части помещен ов. По обеим сторонам хризмы расположены по три крупных листа мягкого аканфа. Импост отделен от ионического элемента выступом. Волюты высечены пластически, в центре помещен «глазок». Балюстры разделены на две части тройным валиком, каждая половина украшена длинными сдвоенными листьями аканфа, обращенными к углам капители.

Капитель 15 (ГИМ, № 8607) (рис. 31). Ионическая импостная капитель высотой 31 см. Инвентарный номер нанесен черной краской на нижнюю поверхность капители. На поверхности основания вглубь вырезан знак Е, его концы подчеркнуты углублениями. В центре основания – металлическое крепление для соединения капители с колонной (рис. 30, 1). Импост очень массивен, его верх завершается широкой (до 7,3 см) полочкой. Обе узкие стороны импоста украшены «византийским» крестом. Ионический элемент отделен от импоста выступом. Ряд признаков указывает на позднюю фазу развития этого типа: ионическая часть мала в сравнении с импостом, волюты изолированы друг от друга и вырезаны графически в виде завитков. На обеих сторонах капители эхин украшен выступающей шишкой. На лицевой стороне на шишке помещены два трехдольные листика аканфа. На оборотной стороне шишка эхина украшена схематическими «чешуйками». В середине балюстр легкое сжатие, выделенное двойным валиком, от него отходят листья аканфа.

Капитель 16 (ГИМ) (рис. 32). Ионическая импостная капитель, сохранность удовлетворительная, частично сбита одна балюстра. На поверхности камня видны следы работы инструментом. Высота капители 18 см. На ее нижней стороне нанесен рельефный знак в виде греческой буквы «гамма». Лицевая сторона импоста украшена «византийским» крестом. Ионический элемент капители по ширине меньше, чем импост; волюты изолированы одна от другой. На эхине расположен растительный мотив, состоящий из двух горизонтально расположенных листьев. Близкий мотив можно видеть на ионической импостной капители из церкви св. Параскевы, хранящейся в стамбульском музее Румели Хисар [29, s. 309, çiz. 2]. На оборотной стороне капители эхин украшен овом, по обеим его сторонам помещены геометрические мотивы. Ов на эхине – обычный мотив на ранневизантийских капителях, как, например, на капители из галереи церкви св. Иоанна в Эфесе [17, fig. 14]. Балюстры в середине слегка сжаты. От середины к углам капители отходят расширяющиеся длинные листья. Капитель можно датировать первой половиной VI в.

Капитель 17. Ионическая импостная капитель, установленная на колонне перед входом в Херсонесский музей (рис. 33, 1–2). Верх импоста оформлен в виде четырех полочек, что встречается редко. На лицевой стороне импоста «византийский» крест. Ионическая часть отделена от него узким каналом. Волюты трактованы пластически, на эхине два трехдольные листика аканфа. Балюстра разделена валиком на две части. От него отходят листья аканфа, обращенные к углам капители. В местах соприкосновения листьев создаются круглые и треугольные углубления, дающие эффект аканфа – «маски».

Капитель 18 (ХМ) (рис. 33, 3–4). Ионическая импостная капитель с отбитым одним углом импоста. В центре основания широкое круглое отверстие и канал для металлического крепления. Обе узкие стороны импоста украшены «византийским» крестом. Импост отделен от ионического элемента узкой полочкой, которая в середине расширяется и переходит на эхин. На лицевой стороне эхин украшен ветвью, состоящей из двух трехдольных листьев аканфа. На оборотной стороне на эхине помещен ов. Балюстра разделена на две части валиком, от которого отходят сдвоенные листья аканфа. Изображение листьев аканфа соответствует стилю «аканф-маска».

Капитель 19 (ХМ, №151–973) (рис. 34). Сохранность удовлетворительная, на оборотной стороне угол импоста отбит. Лицевая сторона импоста украшена «византийским» крестом, оборотная сторона грубо обработана. Ионический элемент отделен от импоста узкой полочкой. На эхине лицевой стороны помещена шишка, украшенная геометрическим мотивом. Балюстра сужена к середине. К концам капители отходят два схематично высеченных трехдольных листа аканфа, разделенных на сегменты и расширяющиеся к концам капители.

Рис. 24. Капитель № 7: 1 – лицевая сторона; 2 – боковая сторона. Фото автора.

Рис. 25. Капитель № 8: 1 – балюстра; 2 – вид сверху; 3 – боковая сторона. Фото автора.

Рис. 26. Капитель № 9: 1 – боковая сторона; 2 – лицевая сторона. Фото автора.

Рис. 27. Ионические импостные капители: 1 – капитель №10; 2 – капитель № 12. Фото автора.

Рис. 28. Капитель № 11: 1 – лицевая сторона; 2 – боковая сторона; 3 – общий вид. Фото автора.

Рис. 29. Капитель № 13: 1 – лицевая сторона; 2 – боковая сторона. Фото автора.

Рис. 30. Капитель № 14: 1 – общий вид; 2 – фрагмент лицевой стороны. Фото автора.

Рис. 31. Капитель № 15: 1 – оборотная сторона; 2 – лицевая сторона, деталь; 3 – балюстра; 4 – общий вид. Фото автора.

Рис. 32. Капитель № 16: 1 – вид внизу; 2 – лицевая сторона; 3 – оборотная сторона; 4 – боковая сторона. Фото автора.

Рис. 33. Ионические импостные капители: 1 – капитель № 17, общий вид; 2 – капитель № 17, лицевая сторона; 3 – капитель №18, лицевая сторона; 4 – капитель №18, боковая сторона. Фото автора.

Рис. 34. Капитель № 19: 1 – лицевая сторона; 2 – вид сверху; 3 – боковая сторона. Фото автора.

Капитель 20 (ХМ) (рис. 35). Ионическая импостная капитель, импост фрагментирован. Обработка поверхности камня грубая. Импост отделен от ионического элемента полочкой. На лицевой стороне импоста изображен равноконечный крест в медальоне. На обеих сторонах ионического элемента между волютами помещен ов. Балюстра разделена посередине двумя валиками, от которых отходят схематичные листья аканфа.

Капитель 21 (ХМ) (рис. 36). Ионическая импостная капитель, у которой часть импоста с оборотной стороны отбита. Импост отделен от ионического элемента выступом. Эхин украшен геометризированным растительным мотивом, который переходит на импост. На лицевой стороне импоста изображен «византийский» крест. Балюстры разделены на две части широким валиком, от которого отходят схематичные листья аканфа, расширяющиеся к углам капители.

Капитель 22 (ХМ, №503/973) (рис. 37). Ионическая импостная капитель. Ее верхняя часть повреждена, угол одного импоста отбит, на поверхности нижней стороны капители трещина Эхин значительно выступает с обеих сторон. На лицевой стороне растительный мотив почти утрачен, на оборотной стороне помещен ов. Импост с обеих сторон без изображений. Балюстры украшены сдвоенными листьями аканфа, которые отходят от середины к краям.

Капитель 23 (ХМ) (рис. 38). Ионическая импостная капитель. Верхняя часть и углы импоста повреждены. На нижней поверхности черной краской нанесен не читающийся инвентарный номер. Видны следы работы инструмента, в середине небольшое отверстие для металлического крепления. Ионическая часть отделена от импоста выступом. На эхине лицевой стороны капители помещены ов и по листу аканфа по сторонам, на эхине оборотной стороне изображен схематичный растительный мотив. На лицевой стороне импоста изображен четырехконечный крест с расширяющимися концами, оборотная сторона гладкая. На балюстрах помещены схематичные сдвоенные листья аканфа. На обеих балюстрах изображения этих листьев различно.

Капитель 24 (ХМ., №152/973) (рис. 39). Ионическая импостная капитель. На одной из узких сторон импоста просматривается крест с расширяющимися концами (рис. 39, 2). На эхине лицевой стороне помещены два трехдольные листа аканфа, обращенные друг к другу. Балюстры разделены посередине двойным валиком, от которого отходят схематичные листья аканфа, расширяющиеся к краям. На поверхности камня видны следы работы инструментом.

Капитель 25 (ХМ) (рис. 40). Ионическая импостная капитель. Нижняя сторона капители обработана грубо, в центре широкое отверстие для металлического крепления. Ионический элемент отделен от импоста широким выступом, эхин сильно выступает на обеих сторонах капители. На эхине лицевой стороны помещен растительный мотив, на оборотной стороне – схематичный ов в виде ромба. Импост на лицевой стороне украшен крестом, на оборотной – крестом такой же формы, однако, техника исполнения иная: здесь крест только намечен, но не высечен. На балюстрах помещены два схематичных листа аканфа, расходящихся от середины.

Капитель 26 (ХМ, №501–973) (рис. 41). Ионическая импостная капитель. Верхняя часть и углы импоста повреждены. Ионический элемент отделен от импоста выступом. На обеих сторонах капители между волютами помещен ов. На лицевой стороне, по обеим сторонам ова, изображены схематичные листья в форме треугольников. Импост на лицевой стороне украшен четырехконечным слегка выпуклым крестом, на оборотной стороне декор отсутствует.

Капитель 27 (ХМ, №973–618) (рис. 42). Ионическая импостная капитель. Углы импоста повреждены. Ионический элемент отделен от импоста выступом. На лицевой стороне между волютами помещен ов. Лицевая сторона импоста украшена четырехконечным крестом с удлиненной нижней ветвью, вписанным в медальон. Оборотная сторона импоста гладкая. Балюстры разделены на две части, от середины отходят схематичные листья аканфа.

Капитель 28 (Херсонесское городище) (рис. 43). Ионическая импостная капитель на фрагменте колонны в апсиде часовни. Импост частично поврежден. На лицевой стороне между волютами расположен схематичный ов в виде полуовала, по его сторонам – геометрические мотивы. Балюстры разделены на две части четырьмя валиками, от которых отходят схематичные листья аканфа.

Капитель 29 (Херсонесское городище) (рис. 44, 1-2). Ионическая импостная капитель на колонне, украшенной рельефным «византийским» крестом. На эхине лицевой стороны расположено три ова; балюстра гладкая. Лицевую сторону импоста украшает четырехконечный крест.

Капитель 30 (Херсонесское городище) (рис. 44, 3). Ионическая импостная капитель на колонне. На эхине ионической части расположен растительный мотив, состоящий из двух трехдольных листьев аканфа. Балюстра разделена на две части; от середины отходят листья в три ряда. На лицевой стороне импоста помещен «византийский» крест.

Капитель 31 (ХМ) (рис. 45). Ионическая импостная капитель, ионический элемент которой отделен от импоста выступом. На эхине лицевой стороне помещен ов в двойном обрамлении, на оборотной стороне – схематичный ов в виде ромба. Балюстры украшены двумя крупными листами аканфа. Обе стороны импоста украшены рельефным «византийским» крестом.

Капитель 32 (Херсонесское городище) (рис. 46, 1-2). Фрагмент ионической импостной капители. Сохранилась одна волюта и часть балюстры с изображением листа аканфа. Импост украшен рельефным «византийским» крестом.

Капитель 33 (ГИМ) (рис. 46, 3). Фрагмент ионической импостной капители шириной 33 см и высотой 23 см. На импосте сохранилась часть изображения креста, у которого расширяющиеся рукава подчеркнуты желобками. На эхине ов, по его сторонам листики аканфа. Импост отделен от ионического элемента широкой полочкой, при этом ионическая часть значительно выступает вперед.

Наличие большой серии ионических импостных капителей в Херсонесе позволяет наблюдать эволюцию этого типа, которая представляет собою процесс постепенного отхода от классических образцов. Импост увеличивается, нередко становится в два раза выше, чем ионическая элемент, в некоторых случаях последний составляет только 1/6 высоты импоста. Форма импоста не меняется. Он остается усеченной пирамидой, но увеличивается наклон граней. Ионический элемент упрощается и уменьшается в размерах, его как бы «поглощает» массивный импост. Ни волюты, ни балюстры не выступают за края импоста. Спирали волют не обладают пластической формой, они становятся плоскими, иногда принимая вид простых спиралей, прочерченных на поверхности камня врезными линиями. В некоторых случаях волюты принимают форму, близкую к прямоугольнику. Если в классических ионических капителях канал, проходит над эхином и соединяет волюты в единое целое, то в ранневизантийской капители он исчезает. В некоторых случаях балюстры еще сохраняют традиционное сжатие в середине, однако, нередко их форма упрощается и приближается к простому цилиндру. Иногда схематические растительные мотивы, помещенные на балюстрах, лишь отдаленно напоминают листья аканфа. С одной стороны, наблюдается упрощение структуры капители, но, с другой стороны, происходит усложнение и обогащение декора. Растительные и геометрические мотивы, расположенные на эхине, становятся более разнообразными. Импост тоже часто украшен растительным орнаментом: или только на лицевой стороне, но иногда и на обеих узких сторонах капители [7, p. 17–18].

Капители из Херсонеса отражают развитую фазу типа ионической импостной капители, которая относится к первой половине VI в. Встречаются и более ранние образцы, например, капитель, опубликованная А. Л. Якобсоном [5, с. 51], которая близка экземпляру первой четверти V в. из музея Халкис в Греции [7, p. 99, pl. 14, № 37].

Помимо Херсонеса, одна ионическая импостная капитель была также найдена в базилике Партенита, которая датируется VI в. [30, с. 46–48, 112]. Одна из них, впоследствии утраченная и известная лишь по фотографии, относится к типу ионических импостных капителей. На лицевой стороне импоста изображен крест, вписанный в медальон, окруженный листьями аканфа, На оборотной стороне импоста изображен «византийский» крест, по его сторонам – по одному листу аканфа. По углам импоста помещены крупные листья тонкого зубчатого аканфа. Эта капитель очень похожа на описанную выше капитель №1 из Херсонеса. Возможно, в Партениты ОНА была привезена из Херсонеса, а не из византийских мастерских на о. Проконнес.

Рис. 35. Капитель № 20: 1 – лицевая сторона; 2 – боковая сторона. Фото автора.

Рис. 36. Капитель № 21: 1 – лицевая сторона; 2 – боковая сторона. Фото автора.

Рис. 37. Капитель № 22: 1 – вид снизу; 2 – оборотная сторона; 3 – боковая сторона. Фото автора.

Рис. 38. Капитель № 23: 1 – вид снизу; 2 – лицевая сторона; 3 – оборотная сторона. Фото автора.

Рис. 39. Капитель № 24: 1 – вид снизу; 2 – лицевая сторона с прорисованным крестом сверху; 3 – оборотная сторона. Фото автора.

Рис. 40. Капитель № 25: 1 – вид снизу; 2 – лицевая сторона; 3 – оборотная сторона. Фото автора.

Рис. 41. Капитель № 26: 1 – боковая сторона 1; 2 – боковая сторона 2; 3 – лицевая сторона. Фото автора.

Рис. 42. Капитель № 27: 1 – боковая сторона; 2 – общий вид. Фото автора.

Рис. 43. Капитель № 28: 1 – общий вид; 2 – лицевая сторона; 3 – боковая сторона. Фото автора.

Рис. 44. Ионические импостные капители: 1 – капитель № 29, общий вид; 2 – капитель № 29, лицевая сторона; 3 – капитель № 30, общий вид. Фото автора.

Рис. 45. Капитель № 31: 1 – вид снизу; 2 – оборотная сторона; 3 – боковая сторона.

Рис. 46. Ионические импостные капители: 1 – капитель № 32, боковая сторона; 2 – капитель № 32, общий вид; 3 – капитель № 33, фрагмент лицевой стороны. Фото автора.

REFERENCES

  1. Biernacki A. Wczesnobizantyjskie elementy i detale architektoniczne Chersonezu Taurydzkiego. – Poznań, 2009. – 327 s.
  2. Хрушкова Л. Г. Ранневизантийские капители из Херсонеса Таврического // МАИАСП. – 2019. – Вып. 11. – С. 303–472. // Khrushkova L. G. Rannevizantiiskie kapiteli iz Khersonesa Tavricheskogo // MAIASP. – 2019. – Vip. 11. – S. 303–472.
  3. Хрушкова Л. Г. Ранневизантийские капители и другие элементы архитектурного декора из Юго-Западного Крыма // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Исторические науки. – 2016. – Т. 2(68), № 2. – С. 137–162. // Khrushkova L. G. Rannevizantiiskie kapiteli i drugie elementi arkhitekturnogo dekora iz Yugo-Zapadnogo Krima // Uchenie zapiski Krimskogo federalnogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. – 2016. – T. 2(68), № 2. – S. 137–162.
  4. Бертье-Делагард А. Л. Древности Южной России. Раскопки Херсонеса. – СПб., 1893. – 64 с. // Berte-Delagard A. L. Drevnosti Yuzhnoi Rossii. Raskopki Khersonesa. – SPb., 1893. – 64 s.
  5. Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. Очерки истории материальной культуры // МИА. № 63. – М.; Л., 1959. – 364 с. // Yakobson A. L. Rannesrednevekovii Khersones. Ocherki istorii materialnoi kulturi // MIA. № 63. – M.; L., 1959. – 364 s.
  6. Kautzsch R., Kapitellstudien. Beiträge zu einer Geschichte des spätantiken Kapitells im Osten vom vierten bis siebenten Jahrhundert. – Berlin; Leipzig, 1936. – 267 S.
  7. Vemi V. Les chapiteaux ioniques à imposte de Grèce à l’époque paléochrétienne. – Athènes; Paris, 1989. – 238 p.
  8. Zollt Th. Kapitellplastik konstantinopels vom 4. bis 6. Jahrhundert n. Chr. Mit einem Beitrag zur Untersuchung des ionischen Kämpferkapitells. – Bonn, 1994. – 380 S.
  9. Kramer I. Korinthische Pilasterkapitelle in Kleinasien und Konstantinopel. Antike und Spätantike Werkstattgruppen. – Tübingen, 1994. – 160 S.
  10. Barsanti C. L’esportazione di marmi dal Proconesso nelle regione pontiche durante il IV–VI secolo // Rivista dell’Istituto nazionale d’Archeologia e Storia del’Arte. – 1989. – T. XII. – P. 91–220.
  11. Grabar A. Sculptures byzantines de Constantinople (IV–X siècles). – Paris, 1963. – 139 p.
  12. Хрушкова Л. Г. Епископская базилика Херсонеса Таврического: методы изучения, результаты, современный взгляд // Владимирский сборник: материалы международных научных конференций «I и II Свято-Владимирские чтения» / Отв. ред. В. В. Майко, Т. Ю. Яшаева. – Калининград, 2016. – С. 327–435. // Khrushkova L. G. Yepiskopskaya bazilika Khersonesa Tavricheskogo: metodi izucheniya, rezultati, sovremennii vzglyad // Vladimirskii sbornik: materiali mezhdunarodnikh nauchnikh konferentsii «I i II Svyato-Vladimirskie chteniya» / Otv. red. V. V. Maiko, T. Yu. Yashaeva. – Kaliningrad, 2016. – S. 327–435.
  13. Herrmann J. J. The Ionic Capital in Late Antique. – Rome, 1988. – 215 р.
  14. Russo E. Il pulvino sopra il capitello a cesto // Bizantinistica. Serie II. – 2005. – Vol. 7. – P. 23–46.
  15. Russo E. Sculture architettoniche e decorative paleocristiane e bizantine nel Kazim Yaman Parki di Kuşadasi // Bizantinistica. Serie II. – 2008. – Vol. IX. – P. 31–119.
  16. Peschlow U. Kapitell // Reallexikon für Antike und Christentum. – 2001. – Bd. 20. – S. 103–108.
  17. Russo E. The Ionic Impost Capitals of St. John in Ephesus // Araştirma Sonuçlari Toplantisi. Cilt. – Ankara, 2008. – P. 221–234.
  18. Sodini J.-P. La sculpture architecturale à l’époque paléochrétienne en Illyricum // Actes du X Congrès International d’Archéologie Chrétienne. – Vaticano, 1984. – Vol. I. – P. 31–118.
  19. Pralong A. Matériel archéologique errant. // La Bithynie au Moyen Âge. – Paris, 2003. – P. 225–286.
  20. Duval N. 1989. Les monuments d’époque chrétienne en Cyrénaïque à la lumière des recherches récentes // Actes du XI Congrès International d’Archéologie Chrétienne. – Rome, 1989. – Vol. III. – P. 2743–2806.
  21. Déroche V. Delphes. La christianisation d’un sanctuaire païen // Actes du XI Congrès International d’Archéologie Chrétienne. – Rome, 1989. – Vol. III. – P. 2713–2726.
  22. Измайлова Н. В. Византийская капитель в Херсонесском музее // Seminarium Kondakovianum. – 1927. – T. I. – C. 121–125. // Izmailova N. V. Vizantiiskaya kapitel v Khersonesskom muzee // Seminarium Kondakovianum. – 1927. – T. I. – C. 121–125.
  23. Khrushkova L. Notes on the Study of Byzantine Marbles of Tauric Chersonesos // «Di Bisanzio dirai ciò che è passato, che passa e che sarà». Scritti in onore di Alessandra Guiglia. A cura di S. Pedone e A. Paribeni. – Roma, 2018. – Р. 51–66.
  24. Хрушкова Л. Г. Ранневизантийские капители и другие элементы архитектурного декора из Юго-Западного Крыма // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Исторические науки. – 2016. – Т. 2(68), № 2. – С. 137–162. // Khrushkova L. G. Rannevizantiiskie kapiteli i drugie elementi arkhitekturnogo dekora iz Yugo-Zapadnogo Krima // Uchenie zapiski Krimskogo federalnogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. – 2016. – T. 2(68), № 2. – S. 137–162.
  25. Искусство Византии в собраниях Советского Союза: каталог выставки. – М., 1977. – Т. 1. – 192 с. // Iskusstvo Vizantii v sobraniyakh Sovetskogo Soyuza: katalog vistavki. – M., 1977. – T. 1. – 192 s.
  26. Wulff O. C. Altchristliche und byzantinische Kunst. I. Die altchristliche Kunst von ihren Anfängen bis zur Mitte des ersten Jahrtausends. – Bonn, 1913. – 629 S.
  27. Strube Chr. Die Kapitelle von Qasr ibn Wardan, Antiocheia und Konstantinopel im 6. Jahrhundert // Jahrbuch für Antike und Christentum. – 1983. – №26. – S. 64–81.
  28. Khrushkova L. G. The Bishop’s Basilica (Uvarov’s) of Chersonesos in the Crimea. The Modern View after a Century and a Half of Study // Archaeologia Bulgarica. – 2017. – T. ХХI, no. 2. – P. 27–78.
  29. Yalçin, A.-B. Boğaziçi topografyasi: 2007 araştirmalari // Araştirma Sonuçlari Toplantisi. – Ankara, 2009. – S. 307–318.
  30. Репников Н. И. Партенитская базилика // ИАК. – 1909. – Вып. 32. – С. 91–140. // Repnikov N. I. Partenitskaya bazilika // IAK. – 1909. – Vip. 32. – S. 91–140.

Пользуюсь случаем выразить сердечную благодарность заместителю директора по научной работе ФБГУК ГИАМЗ «Херсонес Таврический» кандидату исторических наук Л. В. Седиковой за помощь, оказанную мне во время работы в фондохранилищах музея.

Interwin Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 LINK ALTERNATIF INTERWIN LOGIN Link Slot Hoki Gacor Maxwin Hari Ini Slot Depo Qris Resmi Terpercaya INTERWIN Link Login Situs Big Slot Resmi INTERWIN Mega Slot Gacor Maxwin Cherry188 Daftar Cherry188 Login Cherry188 Slot Pulsa Login Cherry188 Slot Interwin.id Interwin official slot qris rtp interwin starwin88 raja starwin88 thailand ibet44 official ibet44 slot royalslot official royal slot login macaoslot vip login macaoslot official cherry188 official cherry188 pusat gacor isport365 official isport365 link

Kunjungi:interwin

interwin

Lapak Game Berhadiah Uang Terbaik

interwin bet vip interwin link alternatif interwin indonesia interwin login rtp interwin interwin indonesia Link Slot Bonus 100% di Awal T.O Terendah macaoslot login macaoslot link alternatif rtp macaoslot daftar macaoslot macaoslot indonesia interwin slot mahjong hitam