RESETTLEMENT OF JEWS TO THE CRIMEA: THE OPENING PHASE (1924-1928)
JOURNAL: «SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE» Volume 7 (73), № 1, 2021
Publication text (PDF): Download
UDK: 94(47).081
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS: Kondratjuk G. N., Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov, Simferopol, Russian Federation; Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, Kazan, Russian Federation
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1741-2021-7-1-63-71
PAGES: from 63 to 71
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic, the resettlement of Jews, Jewish ruralization, Jewish village councils.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article analyzes the process of resettlement of Jews to the Crimean ASSR in the context of Soviet national policy. The main factors that led to the adoption of a political decision on resettlement are identified. The Crimean ASSR became the most important region of Jewish rural relocation. The participation of international Jewish organizations in the resettlement processes has been analyzed as well. The changes in the ethnic composition of the population of the peninsula in the 1920s have been thoroughly studied. The article presents the processes of settlement of Jewish immigrants, the formation of Jewish village councils, building schools, clubs, and hospitals.
В истории переселения в Крым евреев в рамках проекта аграризации, можно выделить несколько этапов. Периодизация обусловлена общей политической и социально-экономической ситуацией на полуострове, формированием Крымской ССР, отношением руководства республики к процессу переселения и выделения земельных угодий, созданием такой общегосударственной структуры как КОМЗЕТ.
В ноябре 1920 года в Крыму была установлена советская власть. Образованы новые органы власти в форме Ревкома и областного комитета РКП(б). В области земельных отношений начато проведение аграрной реформы, включавшей несколько компонентов. Это национализация земли бывшего удельного ведомства, церковных угодий. На их месте было образовано порядка 200 совхозов. Произошла ликвидация также помещичьего землевладения. Этот процесс аграрных преобразований в Крыму открыл возможности для начала еврейского переселения на земли, изменившие свой правовой статус. Если на земли удельного ведомства южнобережья Крыма еврейского переселения не производилось, то бывшие помещичьи угодья степной полосы стали основой для создания первых колоний. Отличительной особенностью земельной реформы в Крыму являлось определение высокого надельного показателя крестьянской нормы в 25 десятин. Однако, на Южном берегу Крыма, в условиях высокой плотности населения и малоземелья, выполнить этот норматив было невозможно. Выделение для крестьянских земельных обществ полных наделов осуществлялось только в степной части полуострова. Необходимо отметить, что вплоть до 1924 года еврейское переселение в Крым было делом личной инициативы прибывающих. Первые переселенцы прибыли на исходе 1921, начале 1922 года. Это было далеко не самое удачное время для создания новых хозяйств. В Крыму на протяжении 1921 года продолжались мероприятия военного коммунизма, отменённые на остальной части РСФСР. Продразвёрстка в комбинации с крайне неблагоприятными природно-климатическими условиями стали причиной голода на полуострове, пик которого пришелся на весну 1922 года. От голода умерло 100000 человек из 720000 тысяч населения. Голод носил массовый систематический характер, от него пострадали все без исключения этнические группы Крыма. В момент рассматриваемых событий численность евреев в Крыму составляла 49404, согласно данным первой предварительной переписи населения, проведённой в апреле 1921 года [1, с. 10–11]. В общей численности населения полуострова евреи составляли 6,8%.
Евреи Крыма являлись горожанами, по роду занятий ремесленниками, торговцами и мелкими предпринимателями. Крестьян, владевших землёй, среди них не было. В последующем, для евреев-горожан Крыма будет выделена земля под отдельное коллективное хозяйство, но этот процесс не получит широкого распространения. Из горожан-евреев было образовано только одно переселенческое товарищество «Шолем», становление которого происходило с трудом. В остальных случаях желающие переселиться на землю горожане–евреи Крыма до приселялись в уже существующие коллективы. Практически все евреи-крестьяне в Крыму будут выходцами из-за пределов полуострова. Основными регионами выхода евреев в Крым стали Белорусская и Украинская ССР, а также Смоленская, Курская, Вологодская губернии РСФСР. Процессы переселения с 1924 года приняли плановый, строго централизованный характер. На каждый регион выхода определялась численность, называемая нарядом. Так, в частности на 1927 год по нарядам из УССР планировалось переселить в Крымскую АССР 400 еврейских семей. Из них 204 семьи поселить на фондах Евпаторийского района и 196 семей на фондах Джанкойского района [6, л. 142]. С 1926 года Джанкойский и Евпаторийский районы стали основными регионами расселения. Районы граничили с Чонгаром и Геническом, куда также прибывали переселенцы-евреи уже в пределах УССР. Район еврейского переселения протянулся широкой длинной полосой юга УССР (Одесская, Херсонская, Николаевская и Запорожская области) и севера Крымской АССР (Евпаторийский и Джанкойский районы) составляя в области переселения единое целое.
В основании первых еврейских поселений в Крымской АССР, определённую роль сыграла такая организация, как «Гехолуц». В РСФСР, в отличие от УССР, она действовала легально. Именно гехолуцианскими, стали первые аграрные колонии евреев в Крыму. Основателями колоний была еврейская молодёжь, формировавшая их на принципах коммуны. Молодёжь была проникнута идеями национального обновления еврейского народа, преодоления последствий черты оседлости, революционным пафосом социалистических идей. Часть молодёжи, движимая национально-революционным подъёмом, отправилась в Крым. Для коммун использовались бывшие помещичьи усадьбы, в которых находились жилые и хозяйственные постройки. В условиях недавнего установления советской власти, господствовавшей «революционной законности», занятые строения и земля, с правовой точки зрения, как правило, не оформлялись. Именно так, сформировались гехолуцианские коммуны «Тель-Хай» и «Мишмар» в Джанкойском районе. Колонии оказались в крайне сложных материальных условиях и только лишь «Джойнт» оказывал им поддержку. В идеологии «Гехолуца» возвращение на Ближний Восток занимало центральное место. Крым рассматривался как промежуточный этап, своеобразная перевалочная база, место, где трудовые принципы организации кибуцев проходили практическую проверку. Коммуна «Мишмар» была образована в 1924 году, путем выделения из коммуны «Тель-Хай». Её устав зарегистрирован 14 апреля 1924 года. Территориально коммуна располагалась в трёх верстах от станции Таганаш, в бывшем хуторе Кучук-Алкач. На июнь 1926 года в составе коммуны «Мишмар» числилось 118 человек, при этом все работоспособные. Возрастной состав членов коммуны был от 18 до 37 лет, семей в составе коммуны не было. Большинство членов коммуны «Мишмар» по социальному положению являлись бедняками.
Обращает на себя внимание достаточно высокий образовательный уровень участников коммуны. Один человек с высшим образованием – это был агроном объединения, 35 со средним и 82 с начальным образованием. Если сравнивать с другими переселенческими еврейскими объединениями, то в них была очень значительна доля людей физического труда, не получивших никакого образования. Баланс коммуны в июне 1926 года составил 31811 рублей. В балансе коммуны «Мишмар» значатся важнейшие кредиторы объединения. Это «Агро-Джойнт», выдавший коммуне помощи на 18290 рублей и ОЗЕТ – 1730 рублей. К 1926 году коммуна «Мишмар» уже обладала достаточным количеством инвентаря и рабочего скота. В частности, коммуне принадлежало 10 лошадей, 12 волов, 14 коров. Среди инвентаря было 7 плугов, 5 буккеров, 3 дисковые сеялки и одна борона. Благодаря трудолюбию членов коммуны и наличию необходимого инвентаря было засеяно 387,5 десятин земли. Всего же площади пахотной земли в распоряжении коммуны насчитывалось 1112 десятин. Благодаря наличию агронома, площадь сельхозугодий была распределена так: озимой пшеницы 170 десятин, озимого ячменя 55 десятин, остальное занимали яровые посевы ячменя, пшеницы, овса, кукурузы, подсолнуха, всего в совокупности 151 десятина.
В хозяйстве коммуны было несколько колодцев, оснащенных электромоторами, что для жаркого климата степи было чрезвычайно важно. Хозяйство коммуны «Мишмар» было передовым, о чём свидетельствует наличие питомника с 13187 саженцами на площади в одну десятину. В отличие от других переселенческих объединений, в коммуне «Мишмар» было несколько подсобных предприятий. Сыроварня дала прибыли в 1444 рубля. Сапожная мастерская произвела 20 пар мужских сапог, 16 пар дамских ботинок и 122 пары сандалий. Функционировала также столярная, кузнечная и шорная мастерская. Успехи еврейской коммуны «Мишмар» были оценены нескольким наградами. На I Джанкойской сельскохозяйственной выставке, проходившей осенью 1925 года, получен диплом второй степени за полеводство и диплом второй степени за выращивание огородных овощей. Таганашский сельский совет наградил коммуну дипломом второй степени за успехи в области животноводства. Проводивший обследование хозяйства коммуны агроном Крымской конторы «Агро-Джойнта» И.С. Левинтов пришел к следующему выводу: «коммуна «Мишмар» является хозяйством устойчивым и экономически крепким…применяя опыты по посеву разных видов культур приходится называть коммуну разсадником агро-культурных мероприятий» [4, л. 8–9].
Переселение начала 1920-х годов носило локальный характер, а ситуация требовала кардинального вмешательства государства в «еврейский вопрос». Жители штеттлов пережили трагические условия Гражданской войны, был нарушен их привычный уклад жизни и главное, отсутствовали источники материального существования. Введение новой экономической политики, в целом, не принесло ожидаемого эффекта для жителей еврейских местечек. Поэтому одна из фундаментальных причин начала государственного переселения евреев и образования аграрных колоний – стремление обеспечить население минимальными источниками существования.
Общая численность еврейского населения в стране составляла порядка 2 миллионов 750 тысяч человек. Из них в УССР проживало 1 миллион 750 тысяч и в БССР 450 тысяч человек. Найти в пределах данных республик достаточное количество земли сельскохозяйственного назначения не представлялось возможным. Такие регионы РСФСР как Крым и Северный Кавказ были определены, как важнейшие по приёму переселенцев. Вторая причина состояла в том, что по мнению большевиков, жители еврейских местечек были носителями «мелкобуржуазной, непролетарской идеологии» и к построению нового общества относились дистанцированно. Так, руководители партии отмечали, что из общего числа трудоспособного населения на мелких торговцев и кустарей приходилось 1 миллион 750 тысяч человек. В советских профсоюзах состояло только 200 тысяч еврейских рабочих. Партийный документ констатировал, что значительное значительная часть еврейского населения «влачат жалкое существование, задыхаясь от безработицы и нищенского заработка, не достигающего и 20 рублей в месяц…такая экономическая структура еврейского населения совершенно не приспособлена к советскому строю, с его курсом на госторговлю, кооперацию и концентрацию, и централизацию промышленности» [2, л. 41]. В заключение в документе делался следующий вывод, что «если не будет принято экстренных мер по переводу еврейского населения на производительный труд, то значительная часть его будет поставлена перед перспективой вымирания и вырождения» [2, л. 41].
29 августа 1924 года Постановлением ЦИК СССР был образован Комитет по Земельному Устройству Трудящихся Евреев при Президиуме Совета Национальностей ЦИК СССР (КОМЗЕТ). КОМЗЕТ стал важнейшей структурой в процессах, связанных с переселением евреев и решением всего спектра социально-экономических вопросов еврейского населения. 25 сентября 1925 года Президиум ЦИК СССР утвердил «Положение о КОМЗЕТе», в котором фиксировались цели деятельности, полномочия и способы работы. В Крымской АССР была образованна Комиссия ЗЕТ, при Президиуме ЦИК автономии, поскольку полуостров был определён как один из важнейших регионов по приёму переселенцев. Также были образованы Комиссии ЗЕТ в тех республиках и областях, где было сконцентрировано наибольшее количество потенциальных переселенцев. В частности, был образован БелКОМЗЕТ и комиссия в Гомеле. В РСФСР Комиссии ЗЕТ были созданы и функционировали в Смоленске, Брянске, Пскове. На первом этапе именно из указанных регионов была наибольшая численность переселенцев в Крым.
В начальный период своей деятельности в Крыму в 1924–1926 годах, Комиссия ЗЕТ, которую возглавил Исаак Фридман, сконцентрировалась на нескольких направлениях работы, прежде всего, это помощь в правовом закреплении участков земли, которыми уже пользовались переселенцы. Образовавшимся переселенческим коллективам грозила опасность выселения из пределов арендуемых угодий, в силу неоформленных арендных договоров. Во взаимодействии с центральным КОМЗЕТом, крымская комиссия сумела провести через Президиум ВЦИК РСФСР постановление о передаче под потребности еврейского переселения в Крыму 18262 десятины земли. Этим постановлением не только закреплялась фактически уже занятая земля, но и выделялся ресурс под дальнейший процесс переселения. Данное постановление было важным успехом КОМЗЕТа в противостоянии с крымским руководством ЦИК и СНК автономии, старавшимся затормозить процесс еврейского переселения на полуостров.
Острая борьба с крымским руководством развернулась вокруг практического выделения земельных участков из общего объёма обозначенной земли. П. Смидовичу, А. Мережину и другим руководителям еврейского переселения выделенные участки виделись сплошными массивами и с хорошими агрикультурными характеристиками. Федеральной земельной комиссией было принято решение о выделении в Крымской АССР в совокупности 31860 десятин земли [3, л. 1]. Крымскому руководству эта земля нужна была для внутрикрымского переселения местных крестьян. С целью достижения компромисса, руководители КОМЗЕТа и «Агро-Джойнта» были вынуждены согласиться на выделение материальной помощи в общем объёме 100000 рублей для внутрикрымских переселенцев. Помощь выделялась на тех же условиях, что и для евреев-переселенцев. На указанную сумму была предоставлена помощь в виде тракторов, плугов, борон, буккеров, жаток, бричек и другого сельхоз оборудования, а также волов. В частности, такая помощь была выделена в апреле-мае 1926 году для переселенческих товариществ местных крестьян «Батыр», «Ени-Сальского переселенческого товарищества», артелей «Ени-Кувет», «Красная нива», «Ново-Баксанского сельскохозяйственного переселенческого кооперативного товарищества», Мангушской артели «Новая жизнь» Айсерезской группе переселенцев, Чолгарского машинного товарищества, Баксанского переселенческого товарищества [3, л. 3, 26].
КОМЗЕТ являлся государственной структурой при Президиуме Совета Национальностей ЦИК СССР. Фактически он артикулировал государственную политику в «еврейском вопросе» и осуществлял выделение и подбор земли. В Крымской АССР оперативную работу с переселенцами вели также ОЗЕТ. Регионом ответственности ОЗЕТа был Евпаторийский район. Договор между КОМЗЕТ и ОЗЕТ о работе последнего в Евпаторийском районе был заключен в январе 1927 года. В первом пункте соглашения было указано, что Центральное Правление ОЗЕТ принимает на себя обязательство «содействовать в 1927 году земельному устройству трудящихся евреев на земельных участках, предоставляемых Народным Комиссариатом Земледелия Крымской Республики в Евпаторийском районе для переселения трудящихся евреев…производить в центральном порядке снабжение евреев в 1927 году в указанный Евпаторийский район материалами и предметами, необходимыми для их земельного устройства» [6, л. 322]. Для непосредственной деятельности, была образованна контора во главе с Темкиным и его заместителем Финкельштейном. Среди приоритетов работы с переселенцами было строительство домов, подвоз деревянных конструкций для этого жилья, обустройство колодцев и выдача домашнего скота. С учетом качества почвы, обработка земли без тракторов была крайне сложной. На многих участках земли были только целинные, использовавшиеся под овцеводство. ОЗЕТ в Евпаторийский район была завезена партия тракторов «Фордзон». Образованны 12 машинных товариществ, каждому из которых было передано по трактору. В частности, такие как «Цукунфт», «Крестинтерн», «Стальной конь», «Интернационал», в каждое из которых входило от 15 до 23 человек [6, л. 313]. Известную деятельность проводил также ОРТ, однако в последующем ОРТ сконцентрировался на создании промышленных предприятий в Крымской АССР, где работали евреи-переселенцы. К 1925 году ОРТ принял участие в создании нескольких переселенческих коллективов в Крымской АССР. В Евпаторийском районе коллектив «Заря», в Симферопольском «имени Луначарского», в Джанкойском районе «Гатыкво», «Шолейм», «Крымчак», «Арбет-Лайт». Перечисленные переселенческие артели получили 3518 десятин земли. В них насчитывалось 85 семей в количестве 429 человек [5, л. 110].
Вторым важнейшим направлением работы в Крыму стал подбор переселенцев из мест выхода и помощь в их обустройстве в Крыму. Это была очень сложная практическая работа по закреплению переселенцев в еврейских поселках полуострова. Согласно решению КОМЗЕТа все переселенцы подразделялись на шесть категорий на основе денежного показателя. Первая категория, называлась «десятирублёвые». Она была самая массовая. Еврейская беднота обязывалась при переселении в Крымскую АССР в своё хозяйство направить только 10 рублей. Вся тяжесть по кредитованию, обустройству, жилищному строительству падала на оперативные организации, работавшие на полуострове среди переселенцев. Помимо символической суммы в 10 рублей, переселенцы-евреи должны были обеспечить себя питанием. Перевозка по железной дороге до Джанкоя осуществлялась по льготному тарифу государством. Для второй категории ценз был установлен в 150 рублей, направляемых в собственное хозяйство. Третьей категории 300 рублей, четвёртой 500 рублей. Существовала также пятая и шестая категории с денежными цензами в 600 и 1000 рублей. С 1927 года изменился баланс соотношения категорий. Акцент был сделан на более массовое переселение второй и третьей категорий. Так, на совещании при КОМЗЕТе, проходившем 25-26 апреля 1927 года было решено, что от общего количества переселенцев осеннего наряда первая категория составит 15%, вторая 60%, третья 20%, все последующие в совокупности только 5% [6, л. 288]. Такое изменение баланса между группами объяснялось стремлением, чтобы евреи-переселенцы были не целиком зависимой группой потребителей материальных средств, а имели возможность направлять и свои деньги в хозяйство. Во-вторых, помощь от «Агро-Джойнта» и других оперативных организаций оказывалась на условиях возвратного целевого кредита и важно было обеспечить его возврат.
Среди обстоятельств, усложнявших процесс переселения стоит упомянуть степной засушливый и жаркий климат, залежные никогда не обрабатывавшиеся земли и отсутствие воды. Подчас на несколько поселков Джанкойского и Евпаторийского районов приходилось по одному колодцу с водой на значительном удалении. Эти сложные условия, резко контрастировавшие с природно-климатическими характеристиками, Белорусской ССР, Смоленска и Пскова, приводили к довольно большому проценту так называемого «обратничества». Оно означало, что переселенцы возвращались в прежние места жительства. Однако, несмотря на препятствия процесс переселения шел. Согласно утверждённому плану работы КОМЗЕТа, предполагалось переселить до 100000 еврейских семей. Это была масштабная задача, поскольку должен был измениться образ жизни и характер труд практически полумиллиона человек. На 1924–1925 годы предполагалось переселить и расселить 5424 семьи. Из них в УССР 3000 семей и в Крымской АССР 1000 семей. О том, что Крым, наряду с УССР рассматривался как один из важнейших регионов для еврейского переселения свидетельствуют выделяемые земельные площади. В УССР 50089 десятин земли, а в Крымской АССР 40000 десятин. В последующем, в результате внутриполитического противостояния, площадь выделяемой земли в Крыму была уменьшена. Однако, с 1928 по 1930 год – начало «биробиджанского проекта», количество выделяемой на полуострове земли неуклонно увеличивалось.
На 1924 год в Крымской АССР насчитывалось 638 семей евреев-переселенцев с общим количеством в 3221 человек. Обустройство переселенцев предполагало согласованные усилия КОМЗЕТа и «Агро-Джойнта» по строительству поселков. За «Агро-Джойнтом» было выделение финансирования на строительные работы. В 1925 году намечалось построить 1348 домов для переселенцев, из них в Крыму 250. Указанная масштабная работа требовала соответствующего финансирования.
В 1925 году КОМЗЕТОМ было аккумулировано три миллиона восемьсот тридцать пять тысяч рублей. Из них практически половина была получена из США от «Агро-Джойнта», являвшегося дочерней структурой «Джойнта». По заключенному с советским правительством договору, должно было поступить 400 тысяч долларов, а фактически было переведено 800 тысяч, что в перерасчёте составило 1 миллион 600 тысяч рублей. Следуя заключенному договору Американская Еврейская объединенная агрономическая корпорация «Агро-Джойнт» выработала определённые критерии для различных форм кредитования. Учитывая, что значительную долю переселенцев составляла еврейская беднота, обойтись без финансовых ресурсов «Агро-Джойнта» было бы крайне сложно. Кредиты могли направляться сельскохозяйственным артелям, коммунам, переселенческим товариществам, обязательно имевшим зарегистрированный устав. Вторым важнейшим условием для кредита было вложение не менее 400 рублей собственных денег переселенцем. Таким образом, джойнтовские кредиты не предусматривались для самых зажиточных и самых бедных («десятирублевых»). Выдававшиеся кредиты являлись строго целевыми. В «Условиях кредитования» отмечалось, что «ссуды выдаются: а) определёнными предметами». Вторым важнейшим источником финансирования еврейского переселения стали деньги самих переселенцев. Еврейскими крестьянами было вложено порядка одного миллиона рублей. Для сравнения, из государственного бюджета СССР было выделено только 400 тысяч рублей. Но, пожалуй, самой специфической статьей были 100 тысяч рублей. Они поступили от Особой секции по восстановлению сельского хозяйства при Комитете содействия сельскому хозяйству при ВЦИК РСФСР. Указанные деньги оценивались как сумма ценностей, изъятых из синагог советской властью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Крымской АССР отводилась важнейшая роль в программе еврейского переселения в СССР в 1920-х годах. Для данного десятилетия можно выделить несколько этапов в переселении евреев в Крым. Начальный этап может быть датирован 1924–1928 годами. Начальная дата 1924 год определяется созданием КОМЗЕТ, когда переселение от инициативы небольшой группы молодёжи приобретает черты общегосударственной политики, охватившей различные регионы страны, а не только Крым. Рубежная дата 1928 год, связана с судебным процессом председателя ЦИК Крымской АССР Вели Ибраимова. Крымское партийно-советское руководство было заменено и переселение приобрело более широкие масштабы.
REFERENCES
- Предварительные итоги переписи в Крыму в 1921 году. – Симферополь, 1922. Predvaritel’nye itogi perepisi v Krymu v 1921 godu. – Simferopol’, 1922.
- Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. Р-515. – Оп. 1. – Д. 19. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym (GARK). F. R-515. – Op. 1. – D. 19.
- ГАРК. – Ф. Р-515. – Оп. 1. – Д. 24. GARK. – F. R-515. – Op. 1. – D. 24
- ГАРК. – Ф. Р-515. – Оп. 1. – Д. 30. GARK. – F. R-515. – Op. 1. – D. 30.
- ГАРК. – Ф. Р-515. – Оп. 1. – Д. 33. GARK. – F. R-515. – Op. 1. – D. 33.
- ГАРК. – Ф. Р-515. – Оп. 1. – Д. 36. GARK. – F. R-515. – Op. 1. – D. 36.