НАЛОГИ И СБОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ ГОРОДОВ ДОНБАССА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

BASED ON ARCHIVAL AND PUBLISHED MATERIALS, THE ARTICLE ANALYZES THE MAIN TAX REVENUES THAT SHAPED THE BUDGET OF THE CITIES OF DONBASS DURING THE SOCIO-ECONOMIC TRANSFORMATIONS OF THE SECOND HALF OF THE XIX – EARLY XX CENTURIES

JOURNAL: «SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE» Volume 6 (72), № 4, 2020

Publication text (PDF):Download

UDK: 94:336.2 (477.6) «18\19» (043)

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Skokov A., Vladymyr Dahl Luhansk State University, Luhansk, Luhansk People’s Republic

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1741-2020-6-4-107-115

PAGES: from 107 to 115

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Property, tax, duty, duty, self-government, collection, socio-economic transformation.

ABSTRACT (ENGLISH):

The role of local governments in the process of collecting tax revenues is identified, the process of levying various types of taxes is determined, considered methods of dealing with defaulters.

К середине XIX в. назрела очевидная необходимость реформирования налоговой системы Российской империи. Поражение в Крымской войне обнаружило опасную тенденцию запаздывающего развития России по сравнению с ее реальными и потенциальными геополитическими соперниками. Переход к капиталистическим отношениям требовал притока ресурсов, социально – политические преобразования требовали реформирования устаревших патриархальных податей и появления принципиально новых видов налогообложения, в первую очередь перехода к подоходному принципу сбора налогов.

Целью исследования является выявление важнейших налоговых источников, которые формировали бюджеты городов Донбасса во второй половине XIX – начала XX вв., а также их характеристика в контексте проведения буржуазных реформ и контрреформ. Научная новизна исследования заключается в определении и анализе на основе введенных в научный оборот архивных материалов основных видов налоговых поступлений в городские бюджеты Донецкого бассейна.

Несмотря на наличие значительного ряда работ, посвященных изучению налоговых аспектов социально-экономического развития и городского самоуправления в период преобразований второй половины XIX – начала XX вв. [1] специфика налогового обложения населения промышленных регионов Российской империи остается малоизученной, что определяет актуальность нашего исследования.

В связи с процессами урбанизации и индустриализации, которые начали набирать обороты во второй половине XIX в. и являлись особенно характерными для Юга России, перед правительством Российской империи встала задача преобразования устаревшей системы налоговых сборов. Дореформенная налоговая система, основанная на преимущественном налогообложении сельского хозяйства и фактически игнорирующая быстро растущую промышленность, уже не отвечала реалиям времени. Помещичьи хозяйства разорялись, в результате уменьшались налоговые поступления, выплаты крестьянства в масштабе страны неуклонно снижалась, значительная часть сельских жителей переселялась в города. Все это являлось особенно характерным для формировавшегося быстрыми темпами нового индустриального региона, которым являлся Донецкий край. Эти процессы настоятельно требовали переноса центра тяжести налоговых сборов с сельского хозяйства на промышленность.

Смета доходов городов Донбасса состояла из 30 статей и включала в себя следующие пункты: оценочный сбор с городских недвижимых имуществ, сбор с документов на право торговли (с купеческих свидетельств), с прочих торговых и промышленных свидетельств, патенты на выделку алкоголя на заводах, на содержание ренских погребов, оптовых складов, трактирных и питейных заведений, водочных заводов, с городских имуществ и оброчных статей, с городской земли, с весов, поземельный налог. Кроме этого, в эту группу входило и обложение различных мелких доходов: лавок в мясном ряду, контрактов, векселей, заемных писем, экипажей, лошадей, перевозного промысла, клеймения мер и весов и т.д., т.е. это была своего рода система прямых и косвенных налогов, пеней, штрафов и др. [2, с. 458]

Введение с 1 июля 1863 г. налога на недвижимость в городах, посадах и местечках было обусловлено ликвидацией подушной подати с мещан, отмененной указом от 1 января 1863 г. Порядок сбора этого налога регулировался специальными правилами, которые принимались ежегодно. В частности, начиная с 1 января 1863 г. вступил в действие указ «О взимании в 1863 г. налога с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках» [3].

Объектом налогообложения являлись городские и загородные, но принадлежавшие городу постройки и сооружения: жилые дома, заводы, фабрики, складские помещения, магазины и т.п. В соответствии со ст. 122 Устава о прямых налогах [4] существовало две категории налогооблагаемого имущества: 1) недвижимое имущество, состоящее в частной собственности; 2) имущество земств, духовных ведомств, благотворительных учреждений, учебных заведений, приносящее доход.

Первого января 1863 года было принято новое Положение «О пошлинах за право торговли и других промыслов» [5], которое вступило в силу с 1.07.1863 г. с дополнениями и изменениями от 9.02.1865 года. Существенные изменения в него были внесены законами от 21.11.1866 г., 24.03.1870 г., 16.12.1880 г., но они касались в основном проблем, связанных с увеличением ставок налогов и с ограничением числа заведений, которым дозволялось содержать по свидетельствам. Положением была введена новая типология торговли, которая включала в себя оптовую, розничную и мелочную. Под первой понималась торговля партиями товаров. Обыкновенная продажа товаров из магазинов, на рынках и из подобных торговых заведений именовалась розничной. Мелочная торговля определялась по двум основаниям: розничная продажа особых товаров по спискам из отдельных заведений и импортных товаров. К торговым действиям также причислялись такие операции, как обмен денежных средств, денежные переводы и другие банковские операции, содержание страховых контор и т.п.

Существенные изменения в торговом налогообложении были произведены законом от 15 января 1885 г., в соответствии с которым все крупные предприятия облагались дополнительным сбором, а акционерные общества должны были платить 3% сбор с чистой прибыли. Введение такого сбора требовало обязательной подачи и публикации акционерными компаниями ежегодных балансов. По данным министерства финансов, после введения дополнительного сбора промышленники и торговцы в среднем должны были уплачивать не более 4% с чистого дохода, тогда как владельцы земли платили до 5,5%, а собственники другого недвижимого имущества – до 6,5% [6, с 8]. Эти налоги следует признать невысокими, особенно в сравнении со сборами, которые платили крестьяне. Тенденция развития промышленности за счет сельского хозяйства начала приобретать устойчивый характер и была характерна для нашего государства на протяжении большей части XX в.

Оценочному сбору подлежали все состоящие в пределах городского поселения недвижимые имущества, за исключением императорского имущества и его кабинета, зданий правительственных учреждений, зданий военных частей, благотворительных обществ, духовного ведомства, имущества и земли, принадлежавшей железной дороге. Размер оценочного сбора с недвижимого имущества определялся Думой в процентах с чистого дохода. Оценка производилась общественным управлением, если оценка не могла быть произведена, то определялась стоимость имущества. Размер налога не мог быть выше 10% с чистого дохода или 1% с его стоимости [2, 453].

Оценочный сбор собирался со всего недвижимого имущества, которое располагалось в пределах городов. Исключения предполагались лишь для императорских дворцов, казенных сооружений, занятых государственными учреждениями или благотворительными, учебных и духовных заведений. Льготы имели земли, занятые железными дорогами и соответствующими сооружениями. Также от сбора освобождалось малоценное, по мнению думы, имущество.

За время действия Положения 1870 г. количество поступлений от оценочного сбора с недвижимого имущества имело тенденцию к постоянному росту. Это относилось в первую очередь к недвижимости, которая принадлежала частным лицам и городам. Разница в поступлениях от недвижимого имущества горожан и общественных, государственных учреждений возникла из-за различных ставок налогообложения. За первую половину 1870 г. жители городов, посадов и местечек Екатеринославской губернии уплатили налога с недвижимых имуществ на сумму 12903 руб. 40 ¼ коп. Недоимка была полностью погашена. Мещане и цеховые христиане, евреи, армяне, татары, греки и немцы, которые платили до 1863 г. по 2 руб. 50 коп. различных податей, заплатили 70 руб. 63 коп., также погасив недоимку  [7].

Задолженность по выплате налога с недвижимого имущества была распространена на территории Донбасса. Например, жительница Мариуполя Елена Москова задолжала 16 руб. 53 коп. налога со своего имения [9]. В некоторых случаях имущество должников продавалось с аукциона. Так, за недоимку по уплате Государственного налога и других сборов за 1880 г. 12 марта 1881 г. были проданы: амбар на Портовой улице, принадлежавший Федору Юрьевичу Бакчиванжи, оцененный в 25 руб.; дом и два сарая Марии Наумцевой за 50 руб.; лавка на Базарной площади Гликерии Николаевой за 30 руб.; дом Юрия Чебанова за 10 руб.  [9].

После оценки Управа распределяла сбор согласно полученным данным и доводила до сведения налогоплательщиков. В случае просрочки начислялась пеня. Чтобы взыскать недоимку, могли применять различные меры вплоть до ареста доходов и продажи имущества. Величина налога с документов на право торговли определялась Городской думой. Сбор взимался с купеческих свидетельств 1 и 2 гильдии, свидетельств на мелочный торг и промысловых свидетельств, с билетов на торговые и промышленные заведения в городах. 8 июня 1903 г. было принято положение о трактирном промысле. Распределением налога занималась Городская дума, которая должна была не только назначить сумму, но и указать способ распределения сбора между содержателями трактиров и время уплаты. Оценочный сбор взимается в размере 1% со стоимости имущества [11].

Таблица 1

Налоговые поступления в бюджет г. Луганск за 1901 г. [10]

Виды сборов

Руб.

оценочный

37824 15

с купеческих свидетельств 1-й и 2-й гильдии

2530

со свидетельств на мелочный торг и промышленных

807

с билетов на торговые и промышленные заведения

391

с патентов на заводы для высушки напитков и изделий из спирта и вина

1403 20

с заведений трактирного промысла

9860

с извозного промысла

3300

с городских имуществ и оброчных статей:

 

с земли

с городских зданий

с мест, занятых на базарной площади лавками, палатками, полками, рундуками и пр.

с земли, отведенной Управлению Русского Общества Машиностроительного завода Гартмана для добывания глины

 

1897

11256

8848

300

пошлины разных наименований (за совершение засвидетельствования, протест и предъявление ко взысканию разных актов)

1683

Всего

225888 40

Как следует из таблицы 1, наибольшее значение для городского бюджета имели сборы с недвижимых имуществ, в том числе с городских зданий, а также поступления, связанные с питейной монополией, такие как патенты на алкогольную продукцию и сборы с заведений, которые ее реализовывали. Также следует отметить малый объем поступлений с промышленных свидетельств, что было связано с щадящим обложением промышленных предприятий в Российской империи.

Для наполняемости городских бюджетов большое значение имели сборы, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Доходы г. Луганск за 1902 г. [11]

Виды сборов

Руб.

с недвижимых имуществ

39030 90

с торговли и промыслов

18097 91

с городских имуществ и оброчных статей

38708 53

пошлины разных наименований

2000

воинская квартирная повинность

8474

пособия городу и возврат расходов

158455 44

всего

264482 52

Более благоприятное географическое положение, такое как наличие выхода к морю у г. Мариуполь, влияло на размер различных поступлений, в частности сборов с торговли и промыслов, что следует из таблицы 3.

Таблица 3

Доходы г. Мариуполь за 1903 г. [12]

Виды сборов

Руб.

с недвижимых имуществ

34028

с торговли и промыслов

27705 80

с городских имуществ и оброчных статей

151102 29

пошлины разных наименований

3000

пособия городу и возврат расходов

101984 96

всего

355112 54

В Луганске в начале XX в. вводились новые налоги, связанные с достижениями научно-технического прогресса. Так, Луганская городская дума, заслушав на заседании 28 апреля 1903 г. доклад городской управы об установлении в пользу г. Луганска сбора с велосипедов в размере 1 руб. 50 коп. и с каждой силы автоматического экипажа 3 руб. в год с нижеследующими правилами о взимании этого сбора, постановила следующее: городской сбор в размере 1 руб. 50 коп. с каждого велосипеда и 3 руб. с каждой силы автоматического экипажа в год вносится владельцами велосипедов и автоматических экипажей в городскую кассу, в помещении городской управы ежегодно за год вперед, в период времени с 1 по 15 апреля, причем период времени с 15 апреля по 15 октября должен считаться первым полугодием платежного года, а период с 15 октября по 15 апреля – вторым полугодием. Лица, которые приобрели машины во второй половине платежного года, уплачивают сбор в половинном размере; от платы сбора освобождаются: а) велосипеды и автоматические экипажи, принадлежащие иностранным дипломатическим представителям, аккредитованным при Высочайшем Дворе, и прочим лицам, входящим в состав посольств и миссий, а также генеральным консулам, консулам, вице-консулам и консульским агентам, состоящим подданными того государства, от которого они назначены, если с сим государством заключена Россией особая относительно консульских прав конвенция или если в нем одинаковая льгота предоставлена русским консулам; б) велосипеды и автоматические экипажи, принадлежащие казенным учреждениям и употребляемые для казенных надобностей. Номерные знаки для машин этих выдаются городской управой со взысканием лишь стоимости этих знаков; за несвоевременный взнос сбора владельцы велосипедов и автоматических экипажей уплачивают в доход города пеню в размере 50% с суммы, остающейся от недоимки, каковая пеня, как равно и сам сбор, взыскиваются с них мерами полиции, порядком, указанным в ст. 137 Гор. Пол., немедленно по истечении срока, назначенного для добровольной уплаты сбора; в видах контроля за правильностью поступления сбора, к велосипедам и автоматическим экипажам на видных местах в передней части их, должны быть прочно прикрепляемы номерные знаки, бесплатно выдаваемые городской управой. Кроме того, владельцы велосипедов и экипажей, выезжая из дому, должны иметь при себе квитанции городской управы в принятии от них городского сбора с указанием в этих квитанциях фабрик и номера того велосипеда или экипажа, за который уплачен сбор, и номера выданного управой при уплате сбора знака, каковые квитанции и предъявляются ими по требованию чинам полиции и другим лицам, коим городским управлением будет поручен контроль; список владельцев велосипедов и автоматических экипажей в г. Луганске должен содержаться городскою управою в постоянной исправности, с своевременными отметками о происходящих переменах как в составе владельцев велосипедов и экипажей, так и в количестве принадлежащих им машин, с каковой целью владельцы их о всяком изменении в составе машин, а равно и лица, которые только что приобрели машины, обязаны в течение семи дней письменно или лично заявить об этом городской управе. Примечание: означенный в настоящей статье список составляется и ежегодно проверяется городскою управою через местное Полицейское управление и подведомственных ему чинов полиции; правила эти городская управа ежегодно в течение марта месяца публикует во всеобщее сведение путем расклейки их на городских витринах и в местных Полицейских Управлениях и других учреждениях, постановила: доклад управы утвердить и поручить ей возбудить надлежащее ходатайство как о разрешении ввести сбор в проектированном размере, так и об утверждении правил для взимания его. Рассмотрев настоящее дело и находя, что определенный Луганскою городскою думою размер сбора, не превышая установленной законом 20 января 1903 г. нормы сбора, соответствует местным условиям, а правила взимания сбора не противоречат правилам, указанным тем законом, Губернское по земским и городским делам Присутствие определяет: постановление городской думы признать подлежащим утверждению [13]. Таким образом, в Луганске был введен налог на велосипеды и автомобили, что свидетельствовало о необходимости улучшения инфраструктуры, с целью чего и был введен данный налог, который, впрочем, в силу небольшой распространенности данных средств передвижения определяющего значения на имел.

Таким образом, во второй половине XIX – начале XX вв. для Донбасса особую важность приобретают налоги и прочие сборы, связанные с промышленным налогообложением, такие как промышленный налог, налог с капитала, процентный сбор с прибыли, тарифы на железнодорожные перевозки, пошлины на ввозимый уголь, прежде всего английский, местные налоги на добычу полезных ископаемых, в том числе земельный налог. От размеров этих налогов и сборов прямо зависели темпы промышленного роста и урбанизации региона. Также определенное значение имели административные пошлины, местные сборы и квартирный налог, который рассматривался как предпосылка перехода к подоходному налогообложению. Для процесса урбанизации Донецкого региона большое значение имели сборы с недвижимых имуществ, сборы с торговли и промыслов, сборы с городских имуществ и оброчных статей. Наблюдалась положительная динамика в поступлении местных налогов, что свидетельствовало о росте благосостояния горожан.

REFERENCES

  1. Болдырев Г. И. Подоходный налог на Западе и в России / Г. И. Болдырев – Л.: Издательство Сев. – Зап. Промбюро В.С.Н.Х., 1924. – 274 с.; Бунтовский С. Ю. История Донбасса / С. Ю. Бунтовский. – Донецк: Донбасская Русь, 2015. – 402 с.; 219.; Захаров В. Н., Петров Ю. А., Шацилло М. К. История налогов в России. IX – начало XX в. / В. Н. Захаров, Ю. А. Петров, М. К.  Шацилло – М.: РОССПЭН, 2006. – 296 с.; Кириллов А. К. От подушной подати к подоходному налогу. Податные реформы капиталистической России и их воплощение в Западной Сибири второй половины XIX – начала XX века. / А. К. Кириллов. – Новосибирск: Параллель, 2017. – 178 с.; Никитин Ю. А. Основные источники формирования городских бюджетов во второй половине XIX века (на примере Полтавской, Харьковской и Черниговской губерний) / Ю. А. Никитин // Былые годы. – М., 2013. – № 1(27). – С. 26–33.
    Boldy`rev G. I. Podokhodny`j nalog na Zapade i v Rossii / G. I. Boldy`rev – L.: Izdatel`stvo Sev. – Zap. Prombyuro V.S.N.Kh., 1924. – 274 s.; Buntovskij S. Yu. Istoriya Donbassa / S. Yu. Buntovskij. – Doneczk: Donbasskaya Rus`, 2015. – 402 s.; 219.; Zakharov V. N., Petrov Yu. A., Shaczillo M. K. Istoriya nalogov v Rossii. IX – nachalo XX v. / V. N. Zakharov, Yu. A. Petrov, M. K. Shaczillo – M.: ROSSPE`N, 2006. – 296 s.; Kirillov A. K. Ot podushnoj podati k podokhodnomu nalogu. Podatny`e reformy` kapitalisticheskoj Rossii i ikh voploshhenie v Zapadnoj Sibiri vtoroj poloviny` XIX – nachala XX veka. / A. K. Kirillov. – Novosibirsk: Parallel`, 2017. – 178 s.; Nikitin Yu. A. Osnovny`e istochniki formirovaniya gorodskikh byudzhetov vo vtoroj polovine XIX veka (na primere Poltavskoj, Khar`kovskoj i Chernigovskoj gubernij) / Yu. A. Nikitin // By`ly`e gody`. – M., 2013. – № 1(27). – S. 26–33.
  2. Кравцова Е. С. Модернизация налоговой системы России: 1885–1917 гг.: дисс. … д-ра истор. наук: 07.00.02. / Е. С. Кравцова. Курск, 2011. 602 с.
    Kravczova E. S. Modernizacziya nalogovoj sistemy` Rossii: 1885–1917 gg.: diss. … d-ra istor. nauk: 07.00.02. / E. S. Kravczova. Kursk, 2011. 602 s.
  3. ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXVIII. СПб., 1863. – № 39119.
    PSZRI. Sobranie vtoroe. T. XXXVIII. SPb., 1863. – № 39119.
  4. ПСЗРИ. Собрание первое. Т. IX. СПб., 1830. – № 1679.
    PSZRI. Sobranie pervoe. T. IX. SPb., 1830. – № 1679.
  5. ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXVIII. СПб., 1863. – № 39118.
    PSZRI. Sobranie vtoroe. T. XXXVIII. SPb., 1863. – № 39118.
  6. Бігун Г. С., Ляшенко В. Г., Шапран Д. П. Історія підприємництва в Україні: 1861–1917 рр. / Г. С. Бігун, В. Г. Ляшенко, Д. П. Шапран. Донецьк, 2007. – 187 с.
    Bi`gun G. S., Lyashenko V. G., Shapran D. P. I`stori`ya pi`dpriyemnicztva v Ukrayini`: 1861– 1917  rr.  / G. S. Bi`gun, V. G. Lyashenko, D. P. Shapran. Donecz`k, 2007. – 187 c.
  7. О податях и недоимках по Екатеринославской губернии // РГИА. Ф. 1286. Оп. 31. Д. 154. Л. 3.
    O podatyakh i nedoimkakh po Ekaterinoslavskoj gubernii // RGIA. F. 1286. Op. 31. D. 154. L. 3.
  8. Выписка из журнала заседаний Мариупольской городской управы и переписка с Мариупольским уездным полицейским управлением и Таганрогским судебным приставом о налоге с недвижимого имущества по 1- й и 3-й части города Мариуполя и о недоимке за имением Елены Московой // Государственный архив ДНР. Ф. 113. Оп. 1. Д. 31. Л. 2.
    Vy`piska iz zhurnala zasedanij Mariupol`skoj gorodskoj upravy` i perepiska s Mariupol`skim uezdny`m policzejskim upravleniem i Taganrogskim sudebny`m pristavom o naloge s nedvizhimogo imushhestva po 1- j i 3-j chasti goroda Mariupolya i o nedoimke za imeniem Eleny` Moskovoj // Gosudarstvenny`j arkhiv DNR. F. 113. Op. 1. D. 31. L. 2.
  9. Выписка из журнала заседаний Мариупольской городской управы, объявления о назначении торгов, окладной лист, оценочные описи и переписка с надзирателями 1-й, 2-й и 3-й частей о продаже недвижимого имущества разных лиц за недоимки по налогам и сборам // Государственный архив ДНР. Ф. 113. Оп. 1. Д. 28. Л. 19.
    Vy`piska iz zhurnala zasedanij Mariupol`skoj gorodskoj upravy`, ob`yavleniya o naznachenii torgov, okladnoj list, oczenochny`e opisi i perepiska s nadziratelyami 1-j, 2-j i 3-j chastej o prodazhe nedvizhimogo imushhestva razny`kh licz za nedoimki po nalogam i sboram // Gosudarstvenny`j arkhiv DNR. F. 113. Op. 1. D. 28. L. 19.
  10. Сметы доходов и расходов города Луганска Екатеринославской губернии за 1901 г. // РГИА. Ф. 573. Оп. 30. Д. 2746. Л. 34, 35, 36, 37, 38, 39, 44, 54.
    Smety` dokhodov i raskhodov goroda Luganska Ekaterinoslavskoj gubernii za 1901 g. // RGIA. F. 573. Op. 30. D. 2746. L. 34, 35, 36, 37, 38, 39, 44, 54.
  11. Об освобождении городов Екатеринославской губернии от некоторых обязательных расходов // РГИА. Ф. 1287. Оп. 33. Д. 2393. Л. 12.
    Ob osvobozhdenii gorodov Ekaterinoslavskoj gubernii ot nekotory`kh obyazatel`ny`kh raskhodov // RGIA. F. 1287. Op. 33. D. 2393. L. 12.
  12. Там же. Л. 12, 30.
    Tam zhe. L. 12, 30.
  13. Об установлении в пользу города Луганска сбора с велосипедов и автоматических экипажей // РГИА. Ф. 1287. Оп. 33. Д. 2439. Л. 2.
    Ob ustanovlenii v pol`zu goroda Luganska sbora s velosipedov i avtomaticheskikh e`kipazhej // RGIA. F. 1287. Op. 33. D. 2439. L. 2.

Список сокращений

ПСЗРИ – Полное собрание законов Российской империи

РГИА – Российский Государственный исторический архив