ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ С. И. КАРНИКОЛЫ ПО ИСТОРИИ ТЕАТРА В КРЫМУ В XX В.: ИЗ ФОНДОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТАВРИДЫ

REVIEW OF MATERIALS FROM THE PERSONAL COLLECTION OF S. I. KARNIKOLA, ON THE HISTORY OF THEATER IN CRIMEA IN THE TWENTIETH CENTURY, FROM THE FUNDS OF THE CENTRAL MUSEUM OF TAURIDA

JOURNAL: «SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. HISTORICAL SCIENCE» Volume 7 (73), № 4, 2021

Publicationtext (PDF):Download

UDK: 94(470-321.9)

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Koroleva L., Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov, Simferopol, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1741-2021-7-4-55-67

PAGES: from 55 to 67

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: S. I. Karnicola, archive, Central Museum of Taurida, Crimean Academic Russian Drama Theater named after M. Gorky

ABSTRACT (ENGLISH):

The article is intended, based on the systematization, analysis of the materials of S. I. Karnicola’s personal collection, from the funds of the Central Museum of Taurida, to introduce into scientific circulation new sources on the history of theater in the Crimea in the XX century, to characterize the most unique visual and documentary material of the collection and to highlight important milestones in the life and work of a talented actor and artist of the Crimean Academic Russian Drama Theater named after M. Gorky, S. I. Karnikola, collector of the archive.

Актуальной проблемой современного краеведения является введение в научный оборот многочисленных малоизвестных, а порой вообще незнакомых научному сообществу и широким кругам любителей истории и этнографии, документов и материалов. В этом плане фонды Центрального музея Тавриды заслуживают особенного внимания [21]. Историография заявленной проблемы представлена как общими исследованиями по истории Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького, так и работами о жизни и творческой деятельности отдельных выдающихся деятелей театра. В работах И. Давыдовой, М. И. Новиковой на базе архивных и газетных материалов дана историческая ретроспектива становления и развития театральной жизни в Крыму в советский период [8; 22].  В исследованиях Т. Беловой, С. Ландау, А. Р. Кугель тема истории театра раскрывается по материалам биографий известных театральных деятелей советского времени [3; 20]. Указанные работы содержат общую информацию по истории Крымского театра им. М. Горького и дают важные биографические сведения, которые раскрывают окружение С. И. Карниколы, творческую атмосферу интересующего нас периода, что является важным для составления научных комментариев к материалам коллекции Центрального музея Тавриды. Из специализированных краеведческих изданий по истории театра, отметим серию книг руководителя литературной частью Крымского театра им. М. Горького с 1982 г., Л. Г. Касьяненко под названием «Храм Мельпомены», которая выдержала несколько изданий [13–15]. Автор раскрывает историю театра XIX – XX веках по материалам творческих биографий выдающихся русских, украинских и зарубежных актеров, игравших на сцене старейшего театра Крыма в Симферополе. Отдельной главы о творчестве С. И. Карниколы в издании нет, но здесь мы находим ценную, несколько рассеянную информацию об отдельных творческих работах актера и художника С. И. Карниколы. В 2018 г., в 100-летний юбилей со дня рождения Сергея Ивановича, в газете «Крымские известия» а вышла статья Касьяненко «Он дарил людям сказку». Здесь впервые популярно был дан очерк о творческом пути С. И. Карниколы [16]. В настоящее время не существует отдельного научного исследования по биографии С. И. Карниколы и работы по истории формирования и анализа материалов его личной коллекции, переданной им в фонды Центрального музея Тавриды.

Крымское республиканское учреждение «Центральный музей Тавриды» (в советский период – «Крымский областной краеведческий музей», до 2006 года, Крымский республиканский краеведческий музей) – одно из крупнейших научно-просветительских учреждений Крыма. Коллекция музея насчитывает более 100 тысяч экспонатов. Важной составляющей фондовой коллекции музея являются личные коллекции  (архивы, фонды) выдающихся деятелей прошлого и настоящего полуострова, содержащие уникальный материал по истории и культуре Крыма. Одна из таких коллекций принадлежит талантливому актёр и художнику, более полувека проработавшему в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького (1929–1985), Заслуженному артисту УССР (1971), Сергею Ивановичу Карниколе (1918–2003). Основная часть материалов коллекции характеризует историю Крымского театра им. М. Горького в советский период. Материалы представляют несомненную ценность, и на сегодня некоторые из них уже задействованы в музейных проектах: уникальные документы из коллекции используются в действующей экспозиции Центрального музея Тавриды. Материалы передавались Сергеем Ивановичем в фонды музея поэтапно: в 1983, 1987, 1991 годы. В обработке и передаче материалов принимали участие: директор музея,  Р.  Н. Токарева, научные сотрудники музея Л. И. Лобас, Н. В. Николаенко, Ю. С. Вайсенгольц и автор данной статьи. Последнее поступление было осуществлено в 2021 году.

Родился Сергей Карникола в городе Саки в Крыму 1918 году. В 1929 году пришел в театр в качестве ученика художника. Закончил школу-студию при Крымском театре им. М. Горького в Симферополе в 1935 году (преподаватели А. Перегонец, О. Одоевская). К 1941 году Сергей Карникола работал в театре им. М. Горького в нескольких направлениях: в качестве актёра, композитора, художника [41, с. 352]. В августе 1941 года призван в РККА. Работал санитаром в эвакогоспитале № 1243 (77-й фронтовой эвакопункт, 2-й Белорусский фронт). Участник обороны Севастополя. Дважды ранен. Награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1-й ст. Был представлен к награждению медалью «За оборону Севастополя». Современный украинский исследователь Леонид Игнатенко занимается темой «Автографы Победы» – автографами, размещенными советскими воинами на здании Рейхстага в мае 1945 года. Многие надписи победителей вошли в историю Рейхстага и обрели историческое бессмертие. Власти Германии в 2002 году постановили оставить около 700 автографов Победы в качестве исторического свидетельства итогов Второй мировой войны и Победы над нацизмом. В числе 123 уже идентифицированных Л. Игнатенко автографов Победы есть и такой: «Карникола Сергей, 13. 05. 1945, привет из Крыма» [11, с. 65, 66].

После Победы Сергей Иванович вернулся в родной театр. В 1946 году активно включился в актерскую деятельность. В 1947 году Карниколу приглашают на должность главного художника Крымского театра кукол, которую он пятнадцать лет успешно совмещал с работой в театре им. М. Горького. Несколько поколений симферопольцев выросли на спектаклях, художественное оформление которых создавал Сергей Иванович [16].

Карникола-актёр – острохарактерный, с ярким темпераментом, владел мастерством перевоплощений, был мастером эпизода. Сергей Иванович покинул подмостки в 1985 году – подводило здоровье, давали знать о себе последствия военных ранений. В 1988 году в Крымском краеведческом музее состоялась выставка «Артист. Художник. Собиратель», познакомившая симферопольцев с жизнью и творчеством С. И. Карниколы. Впервые, ко всеобщему обозрению был представлен личный архив актера, в котором собраны уникальные документы, изобразительные материалы по истории театра в Крыму в ХХ веке [16].

Основная часть коллекции Карниколы освещает историю Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького за период с 1923 по 1983 годы (в период 1920–1932 годы носил название Крымгосдрамтеатр, с 1932 года присвоено имя Максима Горького, с 1979 года присвоено звание «Академический», далее по тексту: Крымский театр им. М. Горького). Театр является одним из старейших провинциальных театров нашей страны. В 2021 году коллектив театра отметил свой двухсотлетний театральный сезон.

Единичные материалы фонда также освещают деятельность Евпаторийского городского театра в 1919 году, Крымского государственного театра юного зрителя за период 1940–1941 годы, и Севастопольского театра Черноморского флота в 1937 году. Евпаторийский городской театр был основан в 1910 году, в 1937, в столетний юбилей со дня смерти А.С. Пушкина, был переименован в честь поэта, существует по сей день. Театр юного зрителя в Симферополе был основан и работал до войны в указанные годы, после войны не возродился. Театр в Севастополе был основан в 1932 году, имеет славную историю, сегодня носит название: Русский драматический театр Черноморского флота имени Б. А. Лавренёва [8, с. 21, 30].

Личная коллекция С. И. Карниколы содержит разнообразный изобразительный и документальный материал, личные вещи, и включает в себя 105 единиц хранения (ед. хр.). Материалы коллекции можно классифицировать по следующим группам: программки театральные, Крымский театр им. М. Горького, 1934–1983 годы – 63 ед. хр.; программки театральные, Крымский государственный театр юного зрителя, 1940–1941 годы – 7 ед. хр.; листовка театральная, Евпаторийский городской театр, 1919 год; фотографии черно-белые (в том числе, шесть копий), Крымский театр им. М. Горького, 1923–1992 годы – 16 ед. хр.,; фотография черно-белая, Севастопольский театр Черноморского флота, 1937 год; грамота почетная С. И. Карниколы, 1947 год; билет театральный на немецком языке периода оккупации, Крымский театр, г. Симферополь, 1942–1944 годы.; журнал «Театральная жизнь» № 1, 1928 год, выпуск художественного отдела Крымского государственного театра; брошюра «Крымский русский драматический театр им. М. Горького», выпуск  литературного отдела Крымского театра им. М. Горького, 1962 год; письмо актеру А. Голобородько, Крымский театр им. М. Горького, 1967 год; копия статьи И. А. Козлова (рецензия на спектакль), газета «Красный Крым», 1947 год; афиша театральная на болгарском языке, Крымский театр им. М. Горького, Болгарский народный театр им. И. Вазова, г. София, 1976 год; девять акварелей, автор С. И. Карникола, 1936–1963 годы; коробка с гримом актера С. И. Карниколы.

На документах и фотографиях архива присутствует оттиск личной печати синими чернилами в виде надписи печатными буквами: «Архив С. И. Карниколы», заключенной в прямоугольную рамку. На страницах театральных программок нередко можно встретить дарственные надписи и автографы по разным случаям, чаще всего это поздравления представителей театральной администрации участникам спектакля с премьерой или успешным исполнением роли, удачным художественным оформлением. Нередки рабочие записи и исправления. Дарственные надписи свидетельствует, что в архив попадали материалы, связанные прежде всего с творческой деятельностью самого собирателя архива, но также и его ближайшего окружения. Основная часть материалов подлинная и имеет хорошую сохранность. Сохранность довоенных материалов, в частности программок театральных Крымского театра им. М. Горького, удовлетворительная.

Документальная часть фонда в основном представлена театральными программками – важным документальным источником по истории театра, которая позволяет охарактеризовать репертуар, популярные произведения, творческие веяния в театре. По ее материалам можно проследить творческий путь актеров, режиссеров и художников, дополнить и составить фильмографии актеров. Основная часть программок, 63 ед. хр., относится к деятельности Крымского театра им. М. Горького и охватывает период 1934–1983 годы; 7 ед. хр. характеризуют историю Крымского государственного театра юного зрителя в Симферополе за период 1940–1941 годы. Одна программка относится к постановке в Евпаторийском городском театре в 1919 году.

Самый ранний экспонат архива – листовка театральная под заголовком: «Городской театр. 10 сентября 1919 г. Вечер «Евпаторийского курьера». Представление шло на сцене Городского театра в Евпатории. Автор постановки – редакционная коллегия газеты «Евпаторийский курьер» [23]. Городской театр был открыт в Евпатории в 1910 году и пользовался большой популярностью у жителей и гостей курорта. По признанию специалистов, театр в Евпатории в начале ХХ века был признан лучшим на юге России, после Одесского [8, с. 25]. Листовка датируется сентябрем 1919 года, в этот период полуостров был в руках белогвардейцев [12, с. 112]. Сюжет театральной постановки связан с местной темой – буднями редакции городской газеты «Евпаторийский курьер». Материалы листовки освещают данные о творческом составе и деятельности евпаторийского театра в белогвардейском Крыму.

Профессиональных историков театра заинтересует имя известного советского актера и режиссера, народного артиста РСФСР, Григория Евсеевича Леондора (1894–1959). О нем известно, что в 1916 году работал в Харьковском театре миниатюр, в 1918–1920 годы – в Симферопольском театре, в 1920–1921 годы был режиссёром и актёром театра коллектива Первой Конной армии, в 1945–1949 годы – художественный руководитель театра в Ростове-на-Дону [20]. Данные биографические материалы можно найти в различных советских и современных справочниках, но о театральной жизни в белогвардейском Крыму в 1919 году сегодня мало что известно. Театральная листовка позволяет осветить историю театральной жизни в Крыму в годы Гражданской войны и дополнить биографии отечественных актеров и режиссеров малоизвестными фактами.

Наиболее ценными из документальной части архива выступают программки театральные довоенного периода. Среди них, серия программок Крымского государственного театра юного зрителя в Симферополе периода 1940–1941 годов. Материалы раскрывают различные аспекты деятельности коллектива театра: выбор тем, произведений, авторов постановок для детей и юношества в сложное предвоенное время, творческий состав, администрацию. На сегодня неизвестна даже дата основания театра. Среди работ по истории театра в Крыму, нет ни одной, посвященной Театру юного зрителя в Симферополе. Серия театральных программок определяет, помимо прочего, некоторые даты деятельности театра. Для примера приведем программку спектакля по сценарию известного советского поэта, писателя и журналиста Михаила Светлова «Двадцать лет спустя», поставленного в 1940 году на сцене театра юного зрителя в Симферополе [26]. Отметим идейное содержание произведения, где освещены события Гражданской войны в России в 1919 году, а главные герои – группа комсомольцев-подпольщиков. Такие сюжеты накануне войны воспроизводились для молодежной аудитории по всей советской стране.

К постановкам Крымского театра им. М. Горького относятся четыре театральных программки 1934–1941 годов. В них отображена деятельность творческого состава театра, основная часть которого в годы оккупации была уничтожена фашистами за связи с подпольем. Самая ранняя относится к театральному сезону 1934–1935 годов, к гастролям театра на ЮБК с одноименным спектаклем по пьесе А.  Корнейчука «Платон Кречет» в постановка режиссера Л. С. Фатина [24]. Для главного актерского дуэта спектакля: А. И. Добкевича и А. Ф. Перегонец – это был второй рабочий театральный сезон в Крымском театре им. М. Горького. К 1941 году актеры находятся на пике своей творческой и профессиональной деятельности. В октябре 1941 года фронт был прорван и Крым оказался отрезанным от Большой земли, часть коллектива сделала попытку эвакуироваться, но было поздно. В Симферополь вошли гитлеровцы. Началось страшное время фашистского управления. В декабре был расстрелян один из ведущих актеров труппы Яков Смоленский. В феврале в гестаповский застенках погиб Анатолий Добкевич [13, с. 33].

В архиве С. И. Карниколы есть уникальный экспонат: программка театральная 1942 года – документальное свидетельство жизни театра в период оккупации [25]. По материалам документа можно написать отдельную статью. Сам экспонат сегодня украшает витрину экспозиции Центрального музея Тавриды, посвященную периоду фашистской оккупации полуострова в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. В витрине, рядом с программкой, помещены билеты театральные 1942–1944 годов на немецком языке [4].

В содержании программки указано название: Крымский театр (название в период оккупации), Симферополь. Пьеса «Романс» Эдварда Шельдона. Документ издан на русском и немецком языках. Вступительное слово – на немецком языке. В нём повествуется о событиях в США в конце 1860 годов, связанных с сюжетом пьесы. Отметим некоторые фамилии: главный режиссер театра и спектакля, исполнитель главной мужской роли в данной постановке – Б. В. Харламов (1889–1963), актриса, исполнительница главной женской роли – Корнелия Рутковская (1897–1990). Пара составила звездный дуэт спектакля (в жизни были мужем и женой). О Харламове есть следующие данные: родился в Новгороде, в период 1927–1935 годов являлся актером и режиссером  Краснодарского, Днепропетровского театров. С 1936 года – актер Крымского театр им. М. Горького. В 1942–1944 годы, руководитель и главный режиссер Крымского театр им. М. Горького. 13 июля 1944 года арестован по статье 58-3 УК РСФСР о сотрудничестве с оккупационными властями, приговорен к восьми годам лишения свободы. Корнелия Рутковская, в период 1936–1944 годов – ведущая актриса Крымского театра им. М. Горького, в 1944 году арестована вместе с мужем, в том же году освобождена за недоказанностью обвинения. Харламов в 1946 году был сослан в Воркуту. В период 1946–1956 годы режиссер, актер и художник Воркутинского музыкально-драматического театра. После освобождения в 1951 году со своей женой, актрисой К. Рутковской, переехал в Ленинград, где в 1963 году скончался. Реабилитирован в 1994 году [6].

Иная, трагическая, но славная судьба, постигла других участников спектакля 1942 года, которые были организованы в подпольную группу во главе с Николаем Барышевым. 10 апреля 1944 года участников организации Н. А. Барышева, А. Ф. Перегонец., Д. К. Добросмыслова, З. П. Яковлеву, П. И. Чечеткина, И. Н. Озерова, П. Т. Ефимова, О. А. Савватеева расстреляли за три дня до освобождения Симферополя [13].

Творческий состав коллектива театра после войны почти полностью обновился. Карникола возвращается в родной театр. Можем предположить, что целенаправленно и планомерно архив собирался Сергеем Ивановичем в период с момента его возвращения с фронта в 1945 года и до 1985 года, когда была окончена театральная деятельность. Об этом можно судить по театральным программкам послевоенного периода, которые составили большую часть коллекции и насчитывают 49 ед. хр. Материалы программок охватывают почти все годы советской истории театра, начиная с Победного – 1945 года. Первичная систематизация материалов видится нам в разделении на комплексы, связанные с творческими биографиями уникальных деятелей крымской театральной сцены.

В первую очередь, обозначим комплекс С. И. Карниколы, ведь личная коллекция, которая была им собрана, является материалом к воссозданию творческой биографии его самого. Отметим, что только за один театральный сезон 1945–1946 годы по документальным материалам выявлено исполнение главных ролей Сергеем Ивановичем в нескольких спектаклях: роль Николая в спектакле «Факир на час» по сценарию В. Дыховичного и М. Слободского, в постановке режиссера Е. А. Орлова; роль Семена Горина в спектакле «Старые друзья» по сценарию Л. Малюгина в постановке режиссера В. А. Арбенина [5]. Список фильмографии актера можно продолжить, изучая материалы других лет. В 1946 году Сергей Иванович создал яркое, образное оформление спектакля Карло Гоцци «Принцесса Турандот» в постановке художественного руководителя театра Л. М. Эльстона [30]. Фотографии с фрагментами декорации вошли в сборник произведений Карло Гоцци, изданный в Москве в это время [15].

В 1960–70-е годы на сцене Крымского театра им. М. Горького начинал свой творческий путь актер А. Голобородько, впоследствии прославившийся своими работами на столичных сценах. Один из документальных комплексов коллекции освещает ранний этап творческой деятельности Александра Голобородько. Среди материалов отметим программку спектакля театрального сезона 1967–1968 годов Крымского театра им. М. Горького по сценарию Эмиль Лилиан Войнич – «Овод», где и режиссерская работа, и главная роль отведена А. Голобородько [27]. В спектакле приняли участие актеры: В. Злокович, Е. А. Тарасов, С. И. Карникола и другие. 1967 год был началом творческого успеха актера Карниколы. Документальные свидетельства этому – телеграмма поздравительная от 26 октября 1967 года от коллектива Академического театра имени Леси Украинки, г. Киев актеру А. А. Голобородько с присвоением ему почетного звания – заслуженный артист УССР, из личной коллекции Карниколы [32].

Коллекция Карниколы содержит интересный документальный комплекс режиссера и актера Б. Мартынова, с его именем связано открытие первой в СССР Малой сцены на базе Крымского театра им. Горького в 1978 году [3, с. 15].  Это были переломный период  для театра, в 1979 году театру присвоено звание «Академический». Актер и режиссер Борис Мартынов внес свой определенный, новаторский вклад в творческий успех театра в этот период. Документальный материал архива включает серию театральных программок спектаклей того периода. В этом ряду интересна программка театральной пьесы в документах и письмах «После казни прошу…» в постановке Б. Мартынова, сезона 1980–1981 годов, поставленной на Малой сцене Крымского театра им. М. Горького [28]. В спектакле использованы стихи Б. Пастернака, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы. Музыка Д. Шостаковича. Главные роли исполнили: лейтенант Шмидт – заслуженный артист УССР Ю. Ганюшкин, Б. Халеев. Зинаида Ивановна – Е. Демченко, Н. Малыгина. Текст от автора в исполнении Б. Мартынова.

В 1970–80-е годы Крымский театр им М. Горького налаживает культурные связи с театрами Болгарии и Венгрии. В архиве Карниколы есть театральная афиша спектакля по пьесе советского драматурга Афанасия Салынского, «Долгожданный», изданная на болгарском языке в г. София в 1976 году [2]. Постановка шла на сцене Народного театра имени  Ивана Вазова, являлась совместной постановкой болгарских актеров г. София и советских актеров Крымского театра им. М. Горького, г. Симферополь. Главную роль в спектакле исполнила Виолетта Минкова (болгарская актриса). Постановка режиссера от СССР – Анатолия Новикова. Роли в спектакле исполнили известные болгарские актеры Народного театра: Панчо Манчев, Ангел Алексиев, Борис Велков, Светла Дочева, Илия Недялков. Театральная афиша содержит многочисленные автографы и приветственные надписи актеров, участников спектакля, на болгарском и русском языках.

Среди театральных программок, характеризующих тему культурных международных связей Крымского театра им. М. Горького, примечательна программка спектакля «Дядя Ваня», поставленного на крымской сцене в сезон 1983–1984 годов в постановке главного режиссера А. Новикова. Отметим яркий актерский состав: В. Злокович, С. Кучеренко, Л. Бойко, С. Карникола, Б. Халеев, Е. Сергеева. В спектакле также принимала участие актриса Кечкеметского театра им. Й. Катоны, (Венгрия), Каталин Варга. На страницах программки – дарственная надпись от венгерской актрисы: «Крымскому краеведческому музею в Симферополе на память о моих гастролях. Катя Варга» [29].

Документальный ряд архива дополняет журнал «Театральная жизнь» за 1928 год № 1, который был издан художественным отделом Крымского государственного драматического театра. В издании собраны материалы о деятельности театра в 1928 году Это был единственный вышедший номер. В настоящее время журнал используется в экспозиции музея, в разделе, посвященном истории и культуре Крымской АССР [10].

Среди документальных материалов отметим ксерокопию статьи И. А. Козлова «Обедненные образы», вышедшей на страницах газеты «Красный Крым» в 1947 году [31]. Автор статьи подверг критике историчность сюжета спектакля «Неизвестные солдаты» режиссеров Л. Эльстона, А. Васильева, поставленного на сцене Крымского театра им. Горького в 1947 году, рассказывающем об актерах подпольщиках в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Напомним, что И. А. Козлов – организатор, участник крымского подполья в годы фашистской оккупации, автор воспоминаний, изложенных в книге «В крымском подполье», изданной в СССР в 1948 году [17].

Завершает документальный ряд коллекции Карниколы брошюра справочного содержания: «Крымский русский драматический театр им. М. Горького», подготовленная литературным отделом театра  и изданная 1962 году. Во вступительной статье дан краткий исторический очерк, подробный репертуар, обозначен творческий состав, помещены фотографии действующих актеров на момент 1962 года [5].

Изобразительный материал коллекции С. И. Карниколы представлен фотографиями и акварелями. Они удачно дополняют документальный ряд в освещении различных тем по истории театра. Данные материалы открывают для нас творческие грани художника Карниколы. Выше по тексту уже прозвучала тема художественного оформления спектаклей Сергеем Ивановичем. Серия акварелей дает нам представление о других художественных интересах автора. Тематика акварелей художника Карниколы – это крымские пейзажи, городские провинциальные виды, сценические образы коллег-актеров по театру. Акварели датированы, на лицевой стороне обозначены от руки автором, карандашом, следующие данные: год, фамилия автора и название сюжета. Акварели созданы в период 1936–1963 годов. В качестве примера отметим самую раннюю работу: «Гурзуф», 1936 год [1].

Фотоматериалы содержат 17 черно-белых фотографий (в том числе – шесть копий) по истории театра в Крыму. Фотографии, в том числе довоенные, хорошей сохранности. Основная их часть характеризует деятельность Крымского театра им. М. Горького в период 1923–1983 годы. Самая ранняя из довоенных фотографий (которых в коллекции всего 10 ед. хр.) относится к 1923 году, она пополнила архив в 2021 году. Фотография подлинная, на ней запечатлён коллектив Крымского театра им. М. Горького на момент 1923 года [33]. В коллекцию Карниколы она поступила из архива семьи Э. К. Чернова (1905–1969) – заслуженного артиста РСФСР. В 1923 году он был принят в Симферопольский театральный техникум и в этом же году поступил во вспомогательный состав театра. Работал в Крымском театре им. М. Горького в 1923, 1950–1969 годы.

1923 год примечателен тем, что был последним годом работы в симферопольском театре начинающей актрисы Фаины Раневской [9]. Фотография сейчас тщательно изучается сотрудниками музея (идентифицируются изображенные здесь личности), все важные факты и открытия дополнят карточку научного описания фотодокумента.

Обращают на себя внимание редкие фотографии актеров, игравших на сцене Крымского театра им. М. Горького в предвоенный период, среди них выделим фотографии 1934–1941 годов, где изображены актрисы: Н. М. Жеромская в сценическом костюме к спектаклю «Маскарад» [35], А. Ф. Перегонец в сценическом костюме Марины Мнишек к спектаклю «Борис Годунов» [36]. Среди довоенных сюжетов интересна фотография костюмного цеха театра им. М. Горького в 1934 году, где отображен рабочий момент подготовки к спектаклю: обсуждение костюма между художественным руководителем театра П. А. Полевым и закройщиком М. А. Вестманом. Такие технические сюжеты работы над спектаклем часто остаются в тени яркой внешней актерской деятельности [34].

Среди немногочисленных фотоматериалов послевоенного периода отметим изображение на фотографии фрагмента из культового для симферопольской театральной сцены спектакля: «Они были актерами», 1977 год. [37]. На фотографии, среди других актеров, в сценическом образе запечатлён С. И. Карникола. Ранее, в 1973 году, состоялась премьера спектакля по сценарию В. Орлова и Г. Натансона «Они были актёрами», постановочный коллектив которого в 1974 году был награжден Золотой медалью им. А. Попова, а в 1977 году спектакль был удостоен Государственной премии СССР. И сегодня спектакль «Они были актерами» включен в репертуар Крымского театра им. М. Горького [14, с. 98].

В целом, анализируя фотографические материалы коллекции С. И. Карниколы, отметим, что нам важно было найти изображение самого собирателя. Скудное количество таких изображений заставляет предполагать большую долю скромности в характере Сергея Ивановича. Фотография, упомянутая выше, отобразила образ актера на сцене. Дополнил изобразительный ряд, единственный фотопортрет С. И. Карниколы. Автор фото – представитель известной крымской династии фотографов Марк Леонидович Яблонский. Фотография сопровождается личной подписью Сергея Ивановича и датой на обороте: «1992 г. Крымский краеведческий музей» [37].

 Единственная, среди документов и изобразительных материалов, вещь в коллекции – коробка с театральным гримом, которая была передана Сергеем Ивановичем лично в музей еще при жизни [18]. Именно ее наличие, определило ключевой термин – коллекция, для названия нашей статьи. Она символично завершает общий ряд материалов собирателя, художника, и прежде всего, актера – С. И. Карниколы.

Таким образом, С. И. Карникола (1919–2003) прожил яркую долгую жизнь. Его биография отмечена интересными событиями и фактами. Героические страницы биографии связаны с фронтовой деятельностью в годы Великой Отечественной войны: дошел до Берлина, участник обороны Севастополя, награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1-й ст. Больше полувека посвятил работе в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького (1929–1985). Заслуженный артист УССР (1971). Отметим разностороннюю профессиональную деятельность: помимо яркой актерской карьеры, Карникола создавал художественные образы спектаклей в Крымском театре им. М. Горького, Крымском театре кукол.  На протяжении послевоенного периода, Карникола планомерно собирал материалы по истории театра в Крыму. В результате была собрана коллекция в 105 е. х., в период 1983–2021 годы она поступала частями в фонды Центрального музея Тавриды. Основная часть коллекции освещает историю Крымского театра им. М. Горького в период с 1923 по 1983 годы.  Материалы архива содержат уникальный документальный и фотоматериал по истории Крымского театра им. М. Горького в довоенный период и в годы фашистской оккупации, некоторые из них, используются сегодня в экспозиции Центрального музея Тавриды.  Отметим наличие в коллекции редких, единственных на сегодня из известных документов по истории Театра юного зрителя в Симферополе –  театральных программок 1940–1941 годов. Материалы коллекции С. И. Карниколы послевоенного периода составили большую ее часть. Хронологически, этот документальный материал охватил все важные этапные моменты в истории послевоенного театра им. М. Горького, осветил неизвестные страницы биографии некоторых выдающихся деятелей театра. Существенную часть изобразительного материала коллекции составила серия акварелей сценических образов актеров Крымского театра им. М. Горького, крымских видов, художника С. И. Карниколы, созданных в период 1936–1963 годов.

REFERENCES

  1. С. И. Карникола. Гурзуф. 1936 г.: акварель. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С.  И. Карниколы. КП-44631. Г-3678.
  2. Афиша театральная на болгарском языке: спектакль А. Селинского «Долгожданный», г. София, Болгария, 1976 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. КП-40848. Д-14561.
  3. Белова Т. Режиссёр Б. Мартынов 2002–2009 // Белова Т. История Крымского украинского театра / Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого. Киев, 2010. С. 39–59.

Belova T. Rezhissyor B. Martynov 2002–2009 // Belova T. Istoriya Krymskogo ukrainskogo teatra / Kievskij nacional’nyj universitet teatra, kino i televideniya im. I. Karpenko-Karogo. Kiev, 2010. S. 39–59.

  1. Билеты театральные на немецком языке Крымский театр, г. Симферополь, 1942–1944 гг. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. КП-32587. Д-11832.
  2. Крымский русский драматический театр им. М. Горького. Симферополь, 1962. 36 с. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. КП-40846. Д-14559.

Krymskij russkij dramaticheskij teatr im. M. Gor’kogo. Simferopol’, 1962. 36 s.

  1. Борис Харламов // Кино-Театр.РУ: сайт URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m /sov/333748/bio.

Boris Harlamov // Kino-Teatr.RU: sajt URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/333748/bio.

  1. Грамота почетная ЦК ВЛКСМ. С. И. Карниколы, Москва. 1947 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. КП-40842. Д-14555.
  2. Давыдова И. В созвездии братских культур: Русские театры на Украине 1917–1982. Киев, 1983. 174 с.

Davydova I. V sozvezdii bratskih kul’tur: Russkie teatry na Ukraine 1917–1982. Kiev, 1983. 174 s.

  1. Дунина С. Т. Фаина Раневская. М., 1953. 83 с.

Dunina S. T. Faina Ranevskaya. M., 1953. 83 s.

  1. Театральная жизнь.– Симферополь, 1928.– № 1.

Teatral’naya zhizn’.– Simferopol’, 1928.– № 1.

  1. Игнатенко Л. А. Автографы на стенах Рейхстага. Харьков, 2020. 202 с.

Ignatenko L. A. Avtografy na stenah Rejhstaga. Har’kov, 2020. 202 s.

  1. История городов и сел УССР: в 26 т. Крымская область. / Ин-т истории АН УССР; пред. редкол. Л. Д. Солодовник. Киев, 1974. 623 с.

Istoriya gorodov i sel USSR: v 26 t. Krymskaya oblast’. / In-t istorii AN USSR; pred. redkol. L. D. Solodovnik. Kiev, 1974. 623 s.

  1. Касьяненко Л. Храм Мельпомены. Симферополь: СГТ, 2007. 88 с.

Kas’yanenko L. Hram Mel’pomeny. Simferopol’: SGT, 2007. 88 s.

  1. Касьяненко Л. Храм Мельпомены–2. – Симферополь: Доля, 2010. 128 с.

Kas’yanenko L. Hram Mel’pomeny–2. – Simferopol’: Dolya, 2010. 128 s.

  1. Касьяненко Л. Храм Мельпомены–3. – Симферополь: Антиква, 2017. 118 с.

Kas’yanenko L. Hram Mel’pomeny–3. – Simferopol’: Antikva, 2017. 118 s.

  1. Касьяненко Л. Он дарил людям сказку // Крымские известия. 2018. 16 ноября.

Kas’yanenko L. On daril lyudyam skazku // Krymskie izvestiya. 2018. 16 noyabrya.

  1. Козлов И. А. В крымском подполье: воспоминания. М.: Молодая гвардия, 1948. 352 с.

Kozlov I. A. V krymskom podpol’e: vospominaniya. M.: Molodaya gvardiya, 1948. 352 s.

  1. Коробка с гримом театральная, актера С. И. Карниколы – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы, Симферополь, 1970 г. КП-32588. ИБ-2623.
  2. Крымский областной драматический театр им. М. Горького / Сост. Д. Холендро, Л. Жукова. Симферополь: Крымиздат, 1947. 47 с.

Krymskij oblastnoj dramaticheskij teatr im. M. Gor’kogo / Sost. D. Holendro, L. Zhukova. Simferopol’: Krymizdat, 1947. 47 s.

  1. Кугель А. Р. Театральные портреты. Л.: Искусство, 1967. 384 с.

Kugel’ A. R. Teatral’nye portrety. L.: Iskusstvo, 1967. 384 s.

  1. Непомнящий А. А. Источники библиографической информации по историческому крымоведению // Библиография и книговедение.– 2019.– № 4.– С. 64–71.

Nepomnyashchii A. A. Istochniki bibliograficheskoi informatsii po istoricheskomu krymovedeniyu // Bibliografiya i knigovedenie.– 2019.– № 4.– S. 64–71.

  1. Новикова М. И. Крым театральный. Симферополь: Крымиздат, 1961. 118 с.

Novikova M. I. Krym teatral’nyj. Simferopol’: Krymizdat, 1961. 118 s.

  1. Программка театральная: «Городской театр. 10 сентября 1919 г. Вечер «Евпаторийского курьера», Евпаторийский городской театр, Евпатория, 1919 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. КП-40845. Д-14558.
  2. Программка театральная: спектакль А. Корнейчука «Платон Кречет», Крымгосдрамтеатр им. М. Горького, Симферополь, 1934–1935 гг. –  Фонды  ЦМТ.  Личная  коллекция  С. И.  Карниколы.  КП-44428. Д-15712.
  3. Программка театральная: спектакль Э. Шельдона «Роман», Крымский театр, Симферополь. 1942 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. КП-44426. Д-15798.
  4. Программка театральная: спектакль М. Светлова «Двадцать лет спустя», Крымский государственный театр юного зрителя, Симферополь, 1940 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. КП-42366. Д-15036.
  5. Программка театральная: спектакль Э. Л. Войнич «Овод», Крымский русский драматический театр им. М. Горького, 1967 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. ВХ-4128.
  6. Программка театральная: спектакль В. Долгий «После казни прошу…», Крымский академический русский, драматический театр им. Горького, Малая сцена, Симферополь, 1980 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. КП-40844. Д-14557.
  7. Программка театральная: спектакль А. Чехов «Дядя Ваня», Крымский академический русский драматический театр им. Горького, Симферополь, 1983 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. КП-32591. Д-11829.
  8. Программка театральная: спектакль Карло Гоцци «Принцесса Турандот». Крымгосдрамтеатр им. А.М. Горького. Симферополь, 1946 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. ВХ-4128.
  9. Статья, копия И. А. Козлов «Обедненные образы», газета «Красный Крым» 1947 г. № 22. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. С-3005 н. в.
  10. Телеграмма-письмо поздравительное А. А. Голобородько от коллектива Киевского государственного академического русского драматического театра им. Л. Украинки, г. Киев, 1967 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. ВХ-4128.
  11. Фотография черно-белая, подлинная: коллектив Крымского государственного драматического театра. Симферополь, 1923 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. ВХ-4128.
  12. Фотография черно-белая, копия: костюмный цех театра, Художественный руководитель театра, П. А. Полевой с закройщиком М. А. Вестманом. Крымгосдрамтеатр им. М. Горького, Симферополь, 1934 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. ВХ-4128.
  13. Фотография чёрно-белая, подлинная: спектакль «Маскарад», Н. М. Жеромская в сценической роли. Крымгосдрамтеатр им. М. Горького, Симферополь, 1938 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. ВХ-4128.
  14. Фотография чёрно-белая, подлинная: сцена из спектакля «Борис Годунов», А. Ф. Перегонец в сценической роли, Крымгосдрамтеатр им. М. Горького, Симферополь, 1938 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. ВХ-4128.
  15. Фотография чёрно-белая, подлинная: сцена из спектакля «Они были актерами», С. И. Карникола в сценической роли, Крымский русский драматический театр им. М. Горького, Симферополь, 1977 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. ВХ-4128.
  16. Фотография чёрно-белая, подлинная: портрет С. И. Карниколы, автор М. Л. Яблонский, Симферополь, 1992 г. – Фонды ЦМТ. Личная коллекция С. И. Карниколы. КП-52451. Ф-9174.