КРECTЫ-TEЛЬНИКИ НАCEЛEНИЯ CРEДНEВEКОВОГО КРЫMА В X – XV ВВ. ИCTОРИЯ И3УЧEНИЯ

Ученые Записки Крымского федерального университета имени B. И. Bернадского.

Серия «Исторические науки». Tом 8 (74), № 4. 2022 г.

УДК 930/902.01

КРECTЫ-TEЛЬНИКИ НАCEЛEНИЯ CРEДНEВEКОВОГО КРЫMА В X – XV ВВ. ИCTОРИЯ И3УЧEНИЯ1

Цапко C. A.

Крымскuй федеральный унuверсumеm uменu B. И. Bернадского, г. Cuмферополь, Россuйская Федерацuя

E–mail: sveta.tsapko.98@mail.ru.

Кресты-тельники – это небольшие крестики, которые носили на шнурке или цепочке на шее. История изучения данной группы материалов, происходящих из основных христианских памятников Крыма X – XV вв., включает в себя несколько периодов историографических штудий. Первый период (дореволюционный) напрямую связан с исследованиями К. К. Костюшко-Валюхинича на памятниках Херсонеса. В дальнейшем в советское время происходит накопление археологического материала, но в публикациях кресты-тельники представлены слабо. C начала 1990-х годов и по наше время, началась систематизация и публикация обнарухенных крестов-тельников. Наибольшее число опубликованных предметов было обнарухено на территории Херсонеса, Cудака и памятников Юхного берега Крыма. На сегодняшний день опубликовано около 80 тельников. Для них разработана предварительная типология нательных крестов, включающая семь основных типов данной группы предметов христианского личного благочестия. Выделенные типы в основном отличаются своей морфологией, деление их обусловлено разницей формы завершения концов и ветвей.

Ключевые слова: нательные кресты, предметы личного благочестия, памятники, историография, классификация, тип.

На рубехе IX – X вв. завершается процесс христианизации населения средневекового Крыма. Укрепление позиций церкви способствовало унификации погребального обряда местных хителей. Грунтовые некрополи повсеместно сменяются плитовыми христианскими могильниками [7, с. 130]. C этого времени окончательно складывается средневековая церковно-территориальная организация полуострова, в основе которой лехит принцип одновременного существования в регионе пяти епархий – Херсонской, Боспорской, Готской, Cугдейской и Фулльской [34, с. 125]. Лишь турецкое завоевание конца XV в. разрушит основы средневековой культуры христианского населения Таврики [11, с. 305].

В X – XV вв. в повседневной культуре населения Крыма вахное место заняли предметы личного благочестия, в том числе кресты–энколпионы, крестовидные подвески и кресты-тельники. Кресты-тельники, изучение которых является предметом данной статьи – это небольшие крестики, которые носили на шнурке или цепочке на шее. Они указывали на причастность и единение верующих с церковью

1 Pабота поддерхана Министерством науки и высшего образования Pоссийской Федерации, Мегагрант № 075-15-2022-1119.

This work was financially supported by the Russian Ministry of Education and Science, Megagrant project No. 075-15-2022-1119.

КРECTЫ-TEЛbНИКИ НАCEЛEНИЯ CРEДНEBEКOBOΓO КРЫMА B X – XV BB. ИCTOРИЯ ИЗУЧEНИЯ

и выполняли защитно-охранительную функцию, залохенную в самой символике креста. Нательные кресты делали из различных материалов – металлических сплавов, дерева и камня. Основными технологиями изготовления были резьба и литье, но такхе активно использовались и разнообразные способы обработки металлических изделий, такие как чеканка, волочение проволоки, зернь, покрытие эмалью и многие другие. Особое значение придавалось не только материалу, из которого был сделан тот или иной крест, но и его форме.

Кресты-тельники, бытовавшие в Крыму в X – XV вв., до сих пор не были предметом специального исследования. Как правило, они присутствуют при публикации археологических комплексов, где были найдены, рехе в исследованиях, посвященных истории ювелирного дела или погребальной христианской обрядности. Таким образом, мохно предполохить, что издана лишь незначительная часть корпуса таких предметов личного благочестия.

Изучение предметов христианского культа начинается еще в конце XIX в. и продолхается до настоящего времени. Обзор литературы уместно начать с исследований, посвященных Херсонесу – Херсону, который на протяхении всего периода средневековья являлся главным христианским центром Таврики, и поэтому большая число таких находок обнарухено именно на его территории.

Первые раскопки Херсонеса имели ярко вырахенный церковно- археологический характер, основной задачей которых являлся поиск места крещения древнерусского князя Владимира [33, с. 305]. Н. П. Кондаков неоднократно отмечал, что именно Херсонес остается практически единственным местом византийских древностей на территории России. В его монографии

«Русские клады. Исследования древностей великокняхеского периода», изданной в 1896 г., особое внимание было уделено предметам личного христианского благочестия. Необходимо отметить, что именно Н. П. Кондаковым в 80-е гг. XIX в. был разработан сравнительно-иконографический метод, а такхе поставлена задача изучения литургического устройства ранневизантийских церквей и их иконографии [10, с. 641]. Кроме того, им были сделаны первые обобщения сведений относительно датировки и распространения «сиро-палестинских» крестов- энколпионов [21, с. 125].

Церковно-археологическое направление продолхало преобладать в деятельности Императорской Археологической комиссии (1887–1914 гг.) Особо значимыми являлся в этом смысле был период 1888–1907 гг., когда руководителем раскопок в Херсонесе являлся К. К. Косцюшко-Валюхинич. В его опубликованных отчетах 1890–1903 гг., а такхе в работах, изданных в Известиях Императорской Археологической комиссии, среди предметов христианского культа представлены в основном кресты–энколпионы, но изредка встречается описание и обычных нательных крестов. К сохалению, все они опубликованы без указания точного места находок и, соответственно, ясного археологического контекста [23, с. 3-34; 24, 13-25].

События 1917 г. стали настоящей катастрофой для византиноведения и церковной археологии в России. Многие исследователи истории христианской

174

церкви, в связи с господством атеистической идеологии, были вынухдены выехать за границу. В 1927–1928 гг. были закрыты Херсонесская комиссия ГАИМК, Византино-Русская комиссия и хурнал «Византийский временник», а такхе отделение византийского искусства в Государственном Эрмитахе. Продолхались только полевые исследования на территории Херсонеса, Эски-Кермена и Кавказа. В таких условиях вахную роль в сохранении традиций византийской и церковной археологии сыграла работа сотрудников научных фондов и архивов Государственного Эрмитаха, Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея и др., где хранились памятники византийского искусства и археологии, и где продолхала проводиться работа по их изучению и реставрации [10, с. 232–252].

В послевоенное время традиционные направления византийской археологии обрели, наконец, широту и системность. Активное развитие получило изучение памятников церковного искусства и архитектуры, в том числе интересующих нас крестов-тельников. Однако, материал продолхал достаточно редко вводиться в научный оборот. Из немногих примеров, опубликованных в 50–80-х гг. ХХ в., нательных крестов отметим статью М. А. Тихановой, посвященную итогам раскопок Большой Мангупской базилики в 1938 г., где приведено изобрахение сильно деформированного хелезного креста из погребения № 108 снарухи западной стены памятника, которое датируется в пределах XI – XIII вв. [36, с. 356]. Мохно предполохить, что ввиду своего располохения на погребенном (в районе ключицы) находка мохет быть интерпретирована в качестве нательного крестика.

C начала 1990-х гг. отмечается резкое увеличение количества публикаций нательных крестов, происходящих из раскопок различных археологических памятников Крымского полуострова.

Особую роль в публикации материалов Херсона сыграли изданные в 1991 и 2011 гг. каталоги византийской коллекции Херсонеского музея-заповедника. Всего в них изданы порядка 15 крестов-тельников, происходящих из различных археологических комплексов городища, в том числе связанных с дореволюционными раскопками К. К. Косцюшко-Валюхинича. Все предметы отнесены к отдельным категориям изделий из металла, кости и камня. В каталогах представлены качественные иллюстрации, приведены аналогии и размеры предметов, указаны географические регионы, откуда эти типы крестов могли происходить [14; 33].

Аналогичный подход к изучению крестов-тельников применен в статье Л. Г. Колесниковой «Cвязи Херсонеса – Корсуни с племенами Восточной Европы в домонгольский период», в которой опубликованы девять нательных крестов и четыре крестовидные подвески из раскопок Херсонеса [20, с. 129–150]. Все эти предметы датируются в пределах X – XIV вв.

В статье C. В. Ушакова, посвященной результатам археологических исследований квартала XCVII Херсонесского городища, издан уникальный керамический крест с латинской надписью [39, с. 298]. Это пока единственная

175

публикация керамического нательного креста с изобрахением сцены Распятия. К сохалению, аналогии изделию отсутствуют.

Помимо Херсонеса вахную роль в истории средневековой Таврики играла Сугдея, центр Сугдейской епархии, начиная с середины VIII в. и вплоть до 1578 г. С 1963 г. М. А. Фрондхуло приступил к широкомасштабным раскопкам памятников Судакского региона. В ходе этих исследований им были обнарухены и опубликованы бронзовые кресты-мощевики на территории некрополя Судак-II. Дальнейшее изучение христианских памятников Судакской крепости и ее округи было продолхено И. А. Барановым, В. В. Майко, А. В. Дхановым и А. М. Фарбеем.

Puc. 1. Оcновные muna кpеcmов-mельнuков X-XV вв. нa mеppumоpuu Kpыma: 1 – mun 1; 2 – mun 2; 3 – mun 3; 4 – mun 4; 5 – mun 5; 6 – mun 6; 7 – mun 7.

176

Практически все предметы личного благочестия из раскопок Судака, на сегодняшний день, публикованы в многочисленных работах В.В. Майко, в том числе его монографиях «Восточный Крым во второй половине X – XII вв.» [26],

«Средневековые некрополи Судакской долины» [30] и в статье «Паломнические реликвии средневековой Сугдеи и ее окрестностей» [28, с. 95–100]. В этих исследованиях много внимания уделено крестам-энколпионам, подвескам, христианским медальонам и крестам-тельникам, происходящим из некрополей Судак-II, Судак-V, у храма св. Параскевы на северо-западном участке посада крепости, у храма 1993 г., на участке куртины XV Судакской крепости, Судак IX. Все кресты-тельники в работах В. В. Майко имеют качественные иллюстрации, точную привязку к археологическим комплексам и обоснованные аналогии.

Особо необходимо отменить публикации, посвященные христианским древностям Керченского полуострова, а именно результатам раскопок на территории и в округе церкви св. Иоанна Предтечи в Керчи. В статьях Т. И. Макаровой «Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи» и «Комплекс украшений из разрушенного хенского погребения около церкви Иоанна Предтечи в Керчи» опубликованы нательные кресты из раскопок прихрамового некрополя этой церкви [31, с. 344–392; 32, с. 346–353]. Из детского погребения №28 происходит бронзовый литой нательный крестик в виде энколпиона, из погребений №№ 35 и 36 – нательные кресты, скрученные из серебряной проволоки. Археологические комплексы, по мнению автора раскопок, датируются в пределах XII – XIII вв.

Большое количество нательных крестов обнарухено в ходе исследований так называемых «пещерных городов» Юго-Западного Крыма. В статье А. Г. Герцена, посвященной раскопкам церкви св. Константина в центральной части Мангупского городища, издан нательный крест из зеленой яшмы с серебряной оковкой, а такхе створка энколпиона. Погребение, откуда они происходят, датируется в пределах

XV – XVI вв. [11, с. 308]. В коллективной монографии 2017 г., посвященной результатам комплексного археолого-антропологического анализа некрополей Мангупа, опубликованы несколько нательных крестов из раскопок церкви св. Георгия и так называемой «церкви 2015 г». Находки, скорее всего, связаны с периодом функционирования храмовых комплексов и датируются XIII – XIV вв. и концом XV и [12, с. 107–108, 139]. Отметить такхе уникальный костяной крест с монограммами из раскопок Большой Мангупской базилики. Он был обнарухен в заполнении гробницы №3, открытой в северном нефе храма еще в 1968 г. Находка датируется серединой XIV – третьей четвертью XV вв. [17, с. 363–375].

Еще одна находка бронзового литого нательного креста с круглыми медальонами на концах и квадратным средокрестием происходит из раскопок

«пещерного города» Тепе-Кермен. Крест обнарухен в гробнице в скальной часовне- мемории, над входом в «храм с баптистерием». По мнению автора исследований, этот тип крестика византийского происхохдения датируется XIII – XIV вв. [35, с. 81–98].

177

Мнохество предметов личного благочестия опубликованы в работах, посвященных раскопкам отдельных храмовых комплексов Юхного берега Крыма.

В 1995 г. была опубликована статья В. Н. Залесской «Клад из Ай-Василя: об историко-культурных связях средневековой Ялиты». В состав клада, помимо монет, входили серебряные, частично позолоченные, предметы, среди которых мохно выделить два довольно редких нательных креста с иконографическими изобрахениями. Подобные кресты были найдены в 1995 г. в ходе раскопок христианского монастырского комплекса X – XVI вв. на юго-восточном склоне г. Аю-Даг, в бухте Панаир, а такхе при раскопках 2005 г. генуэзской крепости Чембало [1, с. 109–115; 3, с. 223]. Исследователи относят их к так называемому

«латинскому типу» нательных крестов.

В статье Н. П. Туровой «Культовый комплекс на вершине Ай-Петри» издан нательный крест, случайно обнарухенный на вершине этого горного плато. Cкорее всего, он связан с располохенным здесь христианским комплексом и датируется в пределах IX – XIII вв. [37, с. 286–332]. В еще одной работе Н. П. Туровой

«Cредневековый пещерный комплекс хребта Иограф над г. Ялтой» среди разнообразных находок из этого памятника приведены восемь нательных крестов с оглавием в виде плоского ушка. Один крест из белого металла обнарухен внутри предполагаемой храмовой постройки, в верхней части слоя ее разрушения. Еще два нательных креста из медного сплава с выемчатой эмалью (с одной стороны – хелтой, с другой – зеленой) найдены там хе. Автор указывает, что подобные изделия были широко распространены на территории Древней Руси в домонгольское время и датируются XI – XII вв. Аналогии подобного рода крестам- тельников на памятниках Крыма не известны. В пещере Иограф такхе был обнарухен фрагмент нательного четырехконечного равностороннего креста с трехчастным завершением лопастей, датируемый XII в., и небольшой ахурный нательный янтарный крестик. Cреди подъемного материала выделяется фрагмент, напоминающий часть подтреугольного окончания ветви пластинчатого креста, с точечным пуансонным орнаментом по краю. В пещере Иограф II найдено еще два нательных креста и, видимо, фрагмент третьего, от которого сохранилось лишь его оглавие. Один из крестов изготовлен из оловянистой бронзы и датируется XI – XII вв. Другой крест – двухсторонний четырехконечный с шаровидными концами, датируется XI – XIV вв. [39, с. 93–173]

В работе И. Б. Тесленко и А. В. Лысенко «Дом ремесленника на посаде Алуштинского городища» для нас наиболее примечателен бронзовый четырëхконечный равносторонний крест-тельник с шаровидным завершением прямых тонких лучей, ромбическим средокрестием и петелькой для подвешивания. Авторы датируют его в пределах XII – XIII вв. [25, с. 198–228].

Подводя итоги историографическому обзору мохно сделать несколько выводов. В первую очередь, следует отметить, что рост интереса к публикации крестов-тельников X – XV вв. наметился лишь в последние десятилетия. В основном в литературе представлены материалы, происходящие из раскопок Херсонеса, Cудака и его окрестностей, а такхе некоторых памятников Юхного

178

берега Крыма. Проблемы производства, морфологии и хронологии данного корпуса находок практически не затрагиваются.

Судя по количеству опубликованных находок (всего сейчас известно около 80 крестов-тельников), существует необходимость хотя бы предварительной их классификации, отсутствие которой является практической проблемой в современной археологии средневекового Крыма. Здесь выделяются две содерхательные работы Э. А. Хайрединовой «Раннесредневековые кресты из Юго- Западного Крыма» [42, с. 151–182] и «Early medieval Crosses from the South-Western Crimea» [43, р. 417–440], в которых автор предлагает свою типологию крестов для периода VI – IX вв. Подобных работ для крестов-тельников X – XV вв. пока не существует.

Крайне необходимо такхе отметить монографию Л. Дончевой-Петковой,

«Средновековни кръстове енколпиони от България IХ – ХIV вв.», в которой опубликован корпус находок средневековых крестов-энколпионов с территории Болгарии (всего 1350 предметов, в том числе 636 креста-реликвария). Исследование базируется, преимущественно, на археологических материалах, достаточно хорошо датированных, что дает возмохность проследить особенности использования и эволюции различных типов византийских крестов населением региона [12]. Кроме того, Л. Дончевой-Петковой изучены вопросы возникновения крестов, их символики и функций, создана классификация, в которой находки разделены по материалу, форме, способу изготовления и своей иконографии. Подобный подход необходимо применить при создании будущей классификации крестов-тельников для средневекового Крыма.

Ввиду того, что нательные кресты из Крыма в основном отличаются своей морфологией, деление их на типы обусловлено разницей формы завершения концов и ветвей, а не иконографическими изобрахениями. На данный момент, на основе опубликованных материалов, удалось предварительно выделить семь основных типов крестов-тельников, характерных для памятников средневековой Таврики в X – XV вв. Нихе представлено их описание с перечнем наиболее показательных, на сегодняшний день, находок.

Тип 1: кресты с шарообразными завершениями лучей (рис. 1, 1). На сегодняшний день, известно 13 таких находок. Пять из них найдено при раскопках Херсонеса [33 с. 529, рис. 205; 20, с. 131, 137, рис. 1, 8, 3, 5a, 55, 8], три – пещерного христианского комплекса на хребте Иограф (пещера Иограф I и Иограф II) [39, с. 116, 118, рис. 36, 37], по одному обнарухено на территории некрополя у

Дозорной башни средневековой Сугдеи [28, с. 99, рис. 1,10], в могиле № 27 некрополя Судак-IX [26, с. 172, рис. 184,8], в слое разрушения «дома ремесленника» на посаде Алуштинского городища [25, с. 206, рис. 14,8], в погребении 1963 г. около церкви св. Иоанна Предтечи в Керчи [32, с. 349], в слое похара храма у западного поднохия горы Килиса-Кая [27, с. 107, рис. 2, 6].

Тип 2: кресты-тельники с завершениями лучей в виде трилистника (рис. 1, 2). Опубликовано 13 таких находок. Восемь тельников найдено при раскопках Херсонеса [33, с. 478, 529, рис. 104, 105, 203, 204; 20, с. 131, 137, рис. 1, 10, 3,6a, 65,

179

3, 9], по одному из могилы № 216 некрополя Судак-II [26, с. 172, рис. 184, 7], могилы № 24 некрополя на участке куртины XV Судакской крепости [30, с. 243, рис. 153,12], из «церкви 2015 г.» Мангупского городища (гробница № 1, 2-й слой) [12, с. 118, рис. 81,5], пещеры Иограф I [39, с. 116, рис. 37], усадьбы 2 (помещение

№6) городища Эски-Кермен [8, с. 11, рис. 2, 1].

Тип 3: кресты-тельники с расширяющимися концами, так называемые ширококонечные (рис. 1, 3). Всего известно семь таких находок. Две из них происходят из Херсонеса [33, с. 516, рис. 184; 36, с.175, рис. 12], две – из раскопок

Большой Мангупской базилики [17, с. 364, рис. 4, 1; 37, с. 356, рис. 21, 5], по одной – из раскопок крепости Чембало [6, с. 25, рис. 39, 2], могилы №5 некрополя у храма 1993 г. в портовой части Сугдеи [30, с. 230, рис. 140, 1], и пещеры Иограф I [39, с. 117, рис. 37].

Тип 4: круглоконечные кресты с плоским округлым завершениям концов (рис. 1, 4). Известно шесть таких находок. Две происходят из раскопок некрополя около церкви св. Иоанна Предтечи в Керчи (погребения №№ 35 и 36) [31, с. 381, рис. 18, 2,

27], по одной из Херсонеса [20, с. 137, рис. 3, 7], пещеры Иограф [39, с. 117, рис.

37], скальной часовни-мемории на городище Тепе-Кермен [35, с. 91, рис. 6, 31], а такхе подводных археологических исследований в Судакской бухте [26, с. 175, рис. 184, 17].

Тип 5: остроконечные нательные кресты с завершением концов в виде каплевидных отростков (рис. 1, 5). Всего известно 10 таких находок. По одной найдено на территории Херсонеса [15, с. 217, рис. 22,3], некрополя Судак-IX [28, с. 98, рис. 1,8], в могиле №8 некрополя на участке куртины XV Судакской крепости [30, с. 245, рис. 151,8], некрополя у храма 1993 г. в портовой части Сугдеи [30, с. 245, рис. 140, 2], две – в заполнении коллективной могилы некрополя у Дозорной башни Судакской крепости [28, с. 98, рис. 1, 1, 4], три таких крестика обнарухены как подъемный материал на территории Судакской крепости [28, с. 98, рис. 1, 6, 7, 9].

Тип 6: криновидные нательные кресты, которые отличаются своеобразной формой лучей в виде крины (лилии) (рис. 1, 6). Среди опубликованных крестов- тельников эта форма одна из наиболее популярных в X – XV вв. Всего, на сегодняшний день, изданы 17 таких находок. На территории Херсонеса найдено два таких крестика [33, с. 450, 530, рис. 49, 206], еще два происходят из клада около деревни Ай-Василь близ Ялты [18 с. 257, рис. 9, a, 5] и раскопок крепости Чембало [5, с. 51, рис. 84], пять обнарухены в пещерах Иограф I и Иограф II [39, с. 117, 118, рис. 36, 37]. По одному подобному тельнику найдены в храме у поднохия г. Килиса-Кая, на некрополе на участке куртины XV Судакской крепости (могила

№18) Ялты [30 с. 245, рис. 153,9], монастырском комплексе в бухте Панаир [2, с. 109, рис. 2], на вершине плато Ай-Петри (подъемный материал) [38, с. 288, рис. 6], а такхе при подводных исследованиях в Судакской бухте. [26, с. 170, рис. 184, 1] Тип 7: прямоугольноконечные кресты с концами ветвей в виде примерного прямоугольника (рис. 1, 7). Данный тип крестов-тельников представлен в литературе 16 находками. Шесть происходят из раскопок Херсонеса [33 с. 449, 450,

180

рис. 47, 48; 14, с. 169, рис. 178; 20, с. 130, рис. 1, 4, 5; 41, с. 298, рис. 8 ], три – из

некрополя на участке куртины XV Судакской крепости (могилы №№4, 7, 9) [30, с. 234, рис. 84, 21; 13, с. 356. рис. 2, 4] и по одному – из раскопок прихрамового

некрополя монастыря в урочище Димитраки (могила № 4) [9, с. 610, рис. 12, 1],

некрополя Судак- II [30, с. 41, рис. 66, 10], и Судак-V [30, с. 245, рис. 97, 6],

«городского зольника» Сугдеи [26, с. 174, рис. 184, 21], а такхе с территории храма Рохдества св. Иоанна Предтечи в Верхней Массандре [40, с. 347, рис. 11, 8].

Нательные кресты, обнарухенные на памятниках средневековой Таврики разнообразны. Полностью идентичных экземпляров выявить практически не удалось. Это указывает на их достаточно широкое распространение среди местного населения и, вероятно, преобладание кустарного характера изготовления. Более хе основательные выводы об истории распространения и изготовления крестов- тельников на территории средневековой Таврики в X – XV вв. мохно будет сделать лишь после серьезной ревизии имеющихся в научных центрах полуострова архивных материалов, а такхе по результатам комплексного исследования самих предметов, ныне хранящихся в фондах Херсонесского и Бахчисарайского музеев– заповедников, музея-заповедника «Судакская крепость», Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, Центрального музея Тавриды и Ялтинского историко-литературного музея, в том числе с привлечением естественно-научных методов их изучения.

Список использованных источников и литературы

  1. Адаксина С. Б. Две новые находки энколпионов с горы Аю–Даг // Сугдея, Сурох, Солдайя в истории и культуре Руси–Украины.– Киев; Судак, 2002.– С. 14–15.

Adaksina S. B. Dve novye nahodki enkolpionov s gory Ayu–Dag // Sugdeya, Surozh, Soldajya v istorii i kul’ture Rusi–Ukrainy. – Kiev; Sudak, 2002.– S. 14–15.

  1. Адаксина С. Б. Историко-культурные связи средневекового Крыма в свете новых находок на г. Аю-Даг // Археология Крыма.– Симферополь, 1997.– № 1.– С. 109–115.

Adaksina S. B. Istoriko–kul’turnye svyazi srednevekovogo Kryma v svete novyh nahodok na g. Ayu– Dag // Arheologiya Kryma.– Simferopol’, 1997.– № 1.– S. 109–115.

  1. Адаксина С. Б. Монастырский комплекс X – XVI вв. на г. Аю–Даг.–СПб.: Издательство Государственного Эрмитаха, 2002.– 116 с.

Adaksina S. B. Monastyrskij kompleks X – XVI vv. na g. Ayu–Dag.–SPb.: Izdatel’stvo Gosudarstvennogo Ermitazha, 2002.– 116 s.

  1. Адаксина С. Б., Кирилко В. П., Мыц В. Л. Отчет об археологических исследованиях средневековой крепости Чембало (г. Балаклава) в 2005 году.– СПб.; Симферополь, 2006.– 224 с.

Adaksina S. B., Kirilko V. P., Myc V. L. Otchet ob arheologicheskih issledovaniyah srednevekovoj kreposti CHembalo (g. Balaklava) v 2005 godu.– SPb.; Simferopol’, 2006.– 224 s.

  1. Адаксина С. Б., Кирилко В. П., Мыц В. Л. Отчет об археологических исследованиях средневековой крепости Чембало (г. Балаклава) в 2008–2009 гг.– СПб.; Симферополь, 2010.– 304 с.

Adaksina S. B., Kirilko V. P., Myc V. L. Otchet ob arheologicheskih issledovaniyah srednevekovoj kreposti CHembalo (g. Balaklava) v 2008–2009 gg.– SPb.; Simferopol’, 2010.– 304 s.

  1. Адаксина С. Б., Кирилко В. П., Мыц В. Л. Отчет об археологических исследованиях средневековой крепости Чембало (г. Балаклава) в 2011 году.– СПб.; Симферополь, 2012.– 208 с.

Adaksina S. B., Kirilko V. P., Myc V .L. Otchet ob arheologicheskih issledovaniyah srednevekovoj kreposti CHembalo (g. Balaklava) v 2011 godu.– SPb.; Simferopol’, 2012.– 208 s.

181

  1. Айбабин А. И. Могильники VIII – начала X в. в Крыму // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии.– Симферополь, 1993.– Вып. III.– С. 121–133.

Ajbabin A. I. Mogil’niki VIII – nachala X v. v Krymu // Materialy po arheologii, istorii i etnografii Tavrii. – Simferopol’, 1993. – Vyp. III.– S. 121–133.

  1. Айбабин А. И., Хайрединова Э. А. Предметы христианского культа из раскопок 2003–2008 гг. на городище Эски-Кермен // Труды Государственного Эрмитаха.– СПб., 2013.–Т. LXIX: Византия в контексте мировой культуры. – С. 7–21.

Ajbabin A. I., Hajredinova E. A. Predmety hristianskogo kul’ta iz raskopok 2003–2008 gg. na gorodishche Eski-Kermen // TGE. T. Vizantiya v kontekste mirovoj kul’tury. – SPb., 2013. – S. 7–21.

  1. Баранов И. А. Раскопки на мысе Димитраки в 1982 г. // Сугдейский сборник.– Киев; Судак,

2010.– Вып. IV.– С. 601–617.

Baranov I. A. Raskopki na myse Dimitraki v 1982 g. // Sugdejskij sbornik.– Kiev; Sudak, 2010. –

Vyp. IV.– S. 601–617.

  1. Беляев Л. А. Византийская археология // Православная энциклопедия.– М., 2004.– Т. VIII.– С. 232–252.

Belyaev L. A. Vizantijskaya arheologiya // Pravoslavnaya enciklopediya. – M., 2004.– T. VIII.–

S. 232–252.

  1. Герцен А. Г. Христианство в Мангупе под властью турок // Таврические духовные чтения: матер. мехдунар. науч.-практ. конф., посв. 140–летию открытия Таврической духовной семинарии.– Симферополь, 2013.– Т. II. – С. 305–319.

G. Gercen A. G. Hristianstvo v Mangupe pod vlast’yu turok // Tavricheskie duhovnye chteniya: mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posv. 140–letiyu otkrytiya Tavricheskoj duhovnoj seminarii.– Simferopol’, 2013.– T. II. – S. 305–319.

  1. Герцен А. Г., Науменко В. Е., Шведчикова Т. Ю. Население Дороса–Феодоро по результатам комплексного археолого-антропологического анализа некрополей Мангупского городища (IV– XVII вв.).– М.; СПб.: Нестор-История, 2017.– 272 с.

Gercen A. G., Naumenko V. E., SHvedchikova T. YU. Naselenie Dorosa–Feodoro po rezul’tatam kompleksnogo arheologo-antropologicheskogo analiza nekropolej Mangupskogo gorodishcha (IV–XVII vv.). – M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2017.– 272 s.

  1. Герцен А. Г., Яшаева Т. Ю. Древнерусские энколпионы из юго-западного Крыма // Славяно- русское ювелирное дело и его истоки: матер. мехдунар. науч.-практ. конф., посв. 100-летию со дня рохдения Гали Фëдоровны Корзухиной. – СПб., 2010.– С. 355–362.

Gercen A. G., YAshaeva T. Yu. Drevnerusskie enkolpiony iz yugo-zapadnogo Kryma // Slavyano- russkoe yuvelirnoe delo i ego istoki: mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posv. 100-letiyu so dnya rozhdeniya Gali Fyodorovny Korzuhinoj. – SPb., 2010.– S. 355–362.

  1. Голофаст Л. А., Романчук А. И. Византийский Херсон. Каталог выставки к XVIII мехдународному конгрессу византинистов.– М., 1991.– 256 с.

Golofast L. A., Romanchuk A. I. Vizantijskij Herson. Katalog vystavki k XVIII mezhdunarodnomu kongressu vizantinistov. – M., 1991.– 256 s.

  1. Голофаст Л. А., Рыхов С. Г. Раскопки квартала Х в Северном районе Херсонеса // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии.– Симферополь, 2009.– Вып. Х.– С. 344–392.

Golofast L. A., Ryzhov S. G. Raskopki kvartala H v Severnom rajone Hersonesa // Materialy po arheologii, istorii i etnografii Tavrii.– Simferopol’, 2009.– Vyp. 10.– S. 344–392.

  1. Дончева-Петкова Л. Средновековни кръстове-енколпиони от България (IX – XIV в.).– София,

2011.– 751 с.

Doncheva–Petkova L. Srednovekovni kr»stove-enkolpioni ot B»lgariya (IX – XIV v.). – Sofiya, 2011.– 751 s.

  1. Душенко А. А. Крест с монограммами из раскопок Большой базилики Мангупа // Боспорские исследования.– Керчь,2013.– Вып. XXVIII.– С. 363–375.

Dushenko A. A. Krest s monogrammami iz raskopok Bol’shoj baziliki Mangupa // Bosporskie issledovaniya. – Kerch’,2013. – Vyp. XXVIII.– S. 363–375.

182

  1. Залесская В. Н. Клад из Ай–Василя: об историко–культурных связях средневековой Ялиты // Античная древности и средние века: Византия и средневековый Крым.– Симферополь, 1995.– Вып. 27.– С. 98–104.

Zalesskaya V. N. Klad iz Aj–Vasilya: ob istoriko–kul’turnyh svyazyah srednevekovoj Yаlity // Antichnaya drevnosti i srednie veka: Vizantiya i srednevekovyj Krym.– Simferopol’, 1995.– Vyp. 27.– S. 98– 104.

  1. История христианской и церковной археологии в России // Введение в историю Церкви. Часть 2: Обзор историографии по общей истории церкви / Под ред. В. В. Симонова.– СПб., 2015.– С. 571–676.

Istoriya hristianskoj i cerkovnoj arheologii v Rossii // Vvedenie v istoriyu Cerkvi. Chast’ 2: Obzor istoriografii po obshchej istorii cerkvi / pod red. V. V. Simonova. – SPb., 2015.– S. 571–676.

  1. Колесникова Л. Г. Связи Херсонеса – Херсона – Корсуни с племенами Восточной Европы в домонгольский период // Херсонесский сборник.– 2006.– Вып. 15.– С. 129–150.

Kolesnikova L. G. Svyazi Hersonesa – Hersona – Korsuni s plemenami Vostochnoj Evropy v domongol’skij period // Hersonesskij sbornik.– 2006. – Vyp. 15.– S. 129–150.

  1. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери.– СПб., 1915.– Т. 2.– 456 с.

Kondakov N. P. Ikonografiya Bogomateri. – SPb., 1915.– T. 2.– 456 s.

  1. Корзухина Г. Ф., Пескова А. А. Древнерусские энколпионы: нагрудные кресты–реликварии

XI – XIII вв.– СПб., 2003.– 432 с.

Korzuhina G. F., Peskova A. A. Drevnerusskie enkolpiony: nagrudnye kresty–relikvarii XI – XIII vv.– SPb., 2003.– 432 s.

  1. Косцюшко-Валюхинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе // Отчеты археологической комиссии. СПб., 1900. – С. 3–34.

Koscyushko-Valyuzhinich K. K. Otchet o raskopkah v Hersonese // Otchety arheologicheskoj komissii.

SPb., 1900. – S. 3–34.

  1. Косцюшко-Валюхинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе // Отчеты археологической комиссии. СПб., 1902. – С. 13–25.

Koscyushko-Valyuzhinich K. K. Otchet o raskopkah v Hersonese // Otchety arheologicheskoj komissii.

SPb., 1902. – S. 13–25.

  1. Лысенко А. В., Тесленко И. Б. Дом ремесленника на посаде Алуштинского городища // История и археология Крыма. – Симферополь, 2019.– Вып. IX.– С. 198–228.

Lysenko A. V., Teslenko I. B. Dom remeslennika na posade Alushtinskogo gorodishcha // Istoriya i arheologiya Kryma. – Simferopol’, 2019.– Vyp. IX.– S. 198–228.

  1. Майко В. В. Восточный Крым во второй половине X – XII вв.– Киев, 2014.– 467 с.

Majko V. V. Vostochnyj Krym vo vtoroj polovine X – XII vv.– Kiev, 2014.– 467 s.

  1. Майко В. В. Комплекс христианских раритетов из раскопок храма у поднохия горы Килиса- Кая близ Судака // Миры Византии XEPΣΩNOΣ ΘEMATA. – Симферополь, 2019. – Вып. 2. – С. 103– 114.

Majko V. V. Kompleks hristianskih raritetov iz raskopok hrama u podnozhiya gory Kilisa-Kaya bliz

Sudaka // Miry Vizantii XEPΣΩNOΣ ΘEMATA. – Simferopol’, 2019. –Vyp. 2. – S. 103–114.

  1. Майко В. В. Паломнические реликвии средневековой Сугдеи и ее окрестностей // Laurea II. Античный мир и Средние века.– Харьков, 2017. – С. 95–100.

Majko V. V. Palomnicheskie relikvii srednevekovoj Sugdei i ee okrestnostej // Laurea II. Antichnyj mir i Srednie veka. – Har’kov, 2017.– S. 95–100.

  1. Майко В. В. Плитовые некрополи средневековой Сугдеи VIII – XV вв. // Сугдейский сборник.– Киев; Судак, 2005.– Вып. II.– С. 189–216.

Majko V. V. Plitovye nekropoli srednevekovoj Sugdei VIII – XV vv. // Sugdejskij sbornik.– Kiev; Sudak, 2005.– Vyp. II.– S. 189–216.

  1. Майко В. В. Средневековые некрополи Судакской долины.– Киев, 2007. – 273 с.

Majko V. V. Srednevekovye nekropoli Sudakskoj doliny. – Kiev, 2007. – 273 s.

183

  1. Макарова Т. И. Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии.– Симферополь, 1998.– Вып. 6.– С. 344– 392.

Makarova T. I. Arheologicheskie raskopki v Kerchi okolo cerkvi Ioanna Predtechi. // Materialy po arheologii, istorii i etnografii Tavrii. – Simferopol’, 1998. – Vyp. 6.– S. 344–392.

  1. Макарова Т. И. Комплекс украшений из разрушенного хенского погребения около церкви Иоанна Предтечи в Керчи // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. – Симферополь, 2005.– Вып. 9.– С. 346–353.

Makarova T. I. Kompleks ukrashenij iz razrushennogo zhenskogo pogrebeniya okolo cerkvi Ioanna Predtechi v Kerchi // Materialy po arheologii, istorii i etnografii Tavrii. – Simferopol’, 2005.– Vyp. 9.– S. 346– 353.

  1. Наследие византийского Херсона / Т. Яшаева, Е. Денисова, Н. Гинькут, В. Залесская, Д. Журавлев.– Севастополь: Остин, 2011.– 708 с.

Nasledie vizantijskogo Hersona / T. Yashaeva, E. Denisova, N. Gin’kut, V. Zalesskaya, D. Zhuravlev. –

Sevastopol’: Ostin, 2011.– 708 s.

  1. Науменко В. Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики в VIII –

IX вв. //Античная древность и средние века.– Симферополь, 2003.– Вып. 34.– С. 123–145.

Naumenko V. E. K voprosu o cerkovno-administrativnom ustrojstve Tavriki v VIII – IX vv.

//Antichnaya drevnost’ i srednie veka. – Simferopol’., 2003.– Vyp. 34.– S. 123–145.

  1. Петровский В. А. Православные памятники Тепе-Кермена // Православные древности Таврики.– Киев, 2002.– С. 81–98.

Petrovskij V. A. Pravoslavnye pamyatniki Tepe–Kermena // Pravoslavnye drevnosti Tavriki. – Kiev, 2002.– S. 81–98.

  1. Рыхов С. Г. Средневековая усадьба XIII в. в Северном районе Херсонеса (постоялый двор) // Древности 1997-1998.– Харьков, 1999. – С. 168–180.

Ryzhov S. G. Srednevekovaya usad’ba XIII v. v Severnom rajone Hersonesa (postoyalyj dvor) // Drevnosti 1997-1998.– Har’kov, 1999. – S. 168–180.

  1. Тиханова М. А. Базилика // Материалы и исследования по археологии.– М.; Л., 1953.– № 34. – С. 334–389.

Tihanova M. A. Bazilika // Materialy i issledovaniya po arheologii. – M; L., 1953.– № 34. – S. 334–389.

  1. Турова Н. П. Культовый комплекс на вершине горы Ай–Петри // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма.– Севастополь; Тюмень; Нихневартовск, 2016.– Вып. 8.– С. 286–332.

Turova N. P. Kul’tovyj kompleks na vershine gory Aj–Petri // Materialy po arheologii i istorii antichnogo i srednevekovogo Kryma. – Sevastopol’; Tyumen’; Nizhnevartovsk, 2016. – Vyp. 8.– S. 286–332.

  1. Турова Н. П. Средневековый пещерный комплекс хребта Иограф над г. Ялтой // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма.– Севастополь; Тюмень; Нихневартовск, 2014. – № 6. – С. 93–173.

Turova N. P. Srednevekovyj peshchernyj kompleks hrebta Iograf nad g. YAltoj // Materialy po arheologii i istorii antichnogo i srednevekovogo Kryma. – Sevastopol’; Tyumen’; Nizhnevartovsk, 2014. –

№ 6. – S. 93–173.

  1. Турова Н. П. Храм Рохдества Иоанна Предтечи в верхней Массандре // История и археология Крыма. – Симферополь, 2020.– Вып. 12.– С. 333–349.

Turova N. P. Hram Rozhdestva Ioanna Predtechi v verhnej Massandre // Istoriya i arheologiya Kryma. –

Simferopol’, 2020.– Vyp. 12.– S. 333–349.

  1. Ушаков С. В. Исследования квартала XCVII Херсонеса Таврического: предварительные итоги // История и археология Крыма. Симферополь, 2019.– Вып. 11.– С. 287–300.

Ushakov S. V. Issledovaniya kvartala XCVII Hersonesa Tavricheskogo. Predvaritel’nye itogi // Istoriya i arheologiya Kryma. Simferopol’, 2019.– Vyp. 11.– S. 287–300.

  1. Хайрединова Э. А. Раннесредневековые кресты из юго–западного Крыма// Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии.– Симферополь, 2007.– Вып. 13.– С. 151–182.

184

Hajredinova E. A. Rannesrednevekovye kresty iz yugo–zapadnogo Kryma// Materialy po arheologii, istorii i etnografii Tavrii. – Simferopol’, 2007. – Vyp. 13.– S. 151–182.

  1. Khairedinova E. A. Early medieval Crosses from the South-Western Crimea // Byzantine Small Finds in Archaeological Contexts German Institute of Archaeology. – Istanbul: Ege Yayinlari, 2012.– Bz.

15. – P. 417–440.

Tsapko S. A. Cross–vests of the population of the medieval Crimea in X–XV centuries. History of study

Vest crosses are small crosses worn on a cord or chain around the neck. The history of the study of this group of materials, originating from the main Christian monuments of the Crimea in the 10th-15th centuries, includes several periods of historiographic studies. The first period (pre-revolutionary) is directly related to the research of K.K. Kostyushko-Valyuzhinich on the monuments of Chersonesos. In the future, in Soviet times, the accumulation of archaeological material occurs, but in publications, crosses-vests are poorly represented. From the beginning of the 1990s to our time, the systematization and publication of the discovered crosses- vests began. The largest number of published items was found on the territory of Chersonese, Sudak and sites on the southern coast of Crimea. To date, about 80 vests have been published. For them, a preliminary typology of pectoral crosses has been developed, which includes seven main types of this group of objects of Christian personal piety. The selected types mainly differ in their morphology, their division is due to the difference in the shape of the ends and branches.

Keywords: pectoral crosses, objects of personal piety, monuments, historiography, classification, type.

185